Общественные слушания по реализации админреформы в поселке городского типа Макаров Киевской области закончились общественным непослушанием. И выведенный из себя неготовностью макаровцев «к европейским стандартам жизни» идеолог реформы Роман Бессмертный заявил, что подает в отставку с поста вице-премьера по вопросам административно-территориальной реформы. По словам Р. Бессмертного, в ходе общественных слушаний по админреформе в Макаровском районе Киевской области в субботу он услышал много неправды. «Я вижу, что вся система власти работает против нового Президента», — сказал Р.Бессмертный, добавив, что не хочет «принимать участия в этом спектакле». Отвечая на вопрос о том, почему, по его мнению, жители Киевской области так агрессивно настроены против административно-территориальной реформы, Р.Бессмертный сказал, что главным действующим лицом в этом является «районная номенклатура». «Никого не интересуют условия, всех интересуют должности», — отметил вице-премьер, добавив, что никому не интересно обсуждать вопросы о том, как будут жить люди и что получит каждый гражданин в результате проведения реформы.
На самом деле, как стало известно «Дню» из разговора с одной из жительниц Макарова, людей как раз очень интересовало то, как они буду жить после реформы. Однако перспективы, описанные в брошюре под названием «Проект общественного обсуждения административно-территориального устройства (Киевская область)», которую макаровцам раздали еще в июне и которая была для них главным источником информации по грядущим преобразованиям, их, скорее, пугали, нежели радовали. Во-первых, своей невнятностью. Во-вторых, неопределенностью — предлагалось семь различных проектов реформы их района, причем ни один из них не казался жителям района привлекательным. Так, макаровцы утверждают, что из 36 действующих сельских школ предлагается оставить только 9. Некоторые из них должны превратиться в школы-интернаты (само название вызывает у людей внутренний протест). А районную больницу на 265 койко-мест сократить в пять раз и лишить статуса районной. Собеседница «Дня» утверждает, что макаровцы, ознакомившись с предлагаемыми проектами реформы их района, неоднократно собирались на «Майдан». Первый раз — просто поговорили. Во второй раз — хотели пикетировать так называемую Житомирскую трассу. Их остановили правоохранители, предупредив об уголовной ответственности за подобное проявление недовольства. А потом были общественные слушания с участием вице-премьера Р. Бессмертного и киевского губернатора Евгения Жовтяка, на которые в зале районного Дома культуры собрались все главы сельских советов, директора и завучи школ района, врачи... Словом, все, кого беспокоили возможные территориальные преобразования. Возмущение населения усиливал тот факт, что вице-премьер — их земляк. А соответственно, предлагаемое им укрупнение с фактическим растворением Макаровского района жители восприняли как «предательство».
А прелюдией к макаровским событиям стал визит вице-премьера в минувшую пятницу в Днепропетровск. Прежде всего днепропетровцев поразила возможность административно-территориального «расчленения» их малой родины — придания статуса отдельных городов-регионов Кривому Рогу и Днепропетровску, а также перемещение областного центра, например в Днепродзержинск. В подобных преобразованиях, грозящих не только Днепропетровской области, ее представители обоснованно заподозрили стремление Киева сократить влияние региональных элит и нивелировать их возможное усиление в результате реализации политреформы. Впрочем, сам Р.Бессмертный утверждал, что никакой политической подоплеки в его разработках нет. Зато есть большое желание поднять роль местного самоуправления «до европейских стандартов», приблизить власть к простым людям, улучшить условия их жизни.
Тем не менее, перспектива укрупнения сельсоветов и сельских районов, нарезки новых административных границ шокировала жителей днепропетровской глубинки еще больше, чем угроза могуществу Днепропетровщины. Соглашаясь с необходимостью усиления роли органов местного самоуправления, их руководители одновременно никак не могли взять в толк, каким образом увеличенный иногда в несколько раз сельский совет или район смогут лучше «самоуправляться». На теоретические выкладки Р. Бессмертного, приложенные к схемам сбора налогов, электрических и газовых линий, они, не мудрствуя лукаво, отвечали простой житейской логикой. «В малой хате, — заявила вице- премьеру председатель Орджоникидзевского сельсовета Днепропетровского района Людмила Скорик, — всегда больше порядка.» По ее словам, учредив на Днепропетровщине 13 сельских районов вместо 22, можно легко разрушить исторически сложившуюся систему управления, при этом расстояние в отдельных сельсоветах увеличивается на десятки километров при полном отсутствии общественного транспорта. Руководителям сельских громад, которые сегодня на 90% являются дотационными, совершенно непонятно, откуда возьмутся деньги в их местных бюджетах даже при предполагаемом реформой уменьшении отчисления налогов. Существует у них и подозрения, что центральная власть, передавая на места финансирование учреждений медицины и образования, просто хочет избавиться от лишней «головной боли». «Покажите нам не только новые карты, но и финансово-экономическое обоснование реформы, — требовали они от Р. Бессмертного, — поскольку наши собственные расчеты нас совсем не радуют.»
Вице-премьер, выслушав претензии и жалобы на то, что денег у сельсоветов нет даже на изготовление новых печатей, штампов, бланков и вывесок, сразил днепропетровских руководителей наповал. Он признал, что не задумывался над этой проблемой и попросил начальника управления экономики Днепропетровской облгосадминистрации «на общественных началах» провести такие расчеты. Между тем, только на Днепропетровщине насчитывается 6 тысяч бюджетных учреждений и 30 тысяч субъектов хозяйствования в сельской местности. В какие деньги выльется обслуживание административно-территориальной реформы в масштабах Украины Р. Бессмертный, по его признанию, сказать пока не может.
Днепропетровцы попытались напомнить вице-премьеру, что для развития местного самоуправления вполне достаточно реализовать уже существующие статьи украинской Конституции. К сожалению, заметил в своем выступлении представитель Днепропетровского облсовета, многие из них, как и положения Закона о местном самоуправлении, принятого еще 8 лет назад, фактически «не обеспечиваются и не действуют». Тем не менее, по словам самого Р. Бессмертного, для того, чтобы вдохнуть новую жизнь в местное самоуправление и провести административно- территориальную реформу, следует усовершенствовать и принять в парламенте, как минимум, еще 8 базовых законов. С этой задачей правительство думает справиться в течение года. Осенью 2006-го, по мысли Р. Бессмертного, следует провести выборы в новые органы местного самоуправления с тем, чтобы с 1 января 2007 года они начали работать по новым бюджетам. В случае, если эти законы не будут приняты, что означает полный провал административно-территориальной реформы, Р. Бессмертный, по его словам, готов уйти в отставку. Заявление пришлось написать раньше...
Почему же так возмутило вице-премьера недовольство макаровцев? Ведь если даже они неправильно поняли суть предлагаемых реформой изменений, то это, скорее, вопрос не их расторопности, а к тем, кто должен был донести до людей понимание общего и частного блага этих преобразований. Роману Бессмертному и его коллегам по властной коалиции следовало бы извлечь из макаровских событий и еще один очень полезный вывод, о чем «День» писал уже неоднократно, — люди не готовы любить власть бесконечно и просто так. И если население с опаской относится к властным инициативам, то, значит, у людей есть для этого причины. Среди них — и провал многих затеянных новой властью реформ и начинаний (таможенная реформа, борьба с коррупцией, сдерживание цен), и недоверие к государственному аппарату, выработанное у людей при прошлом режиме. То есть, страх ушел — недоверие осталось. А самое главное, — нужно усвоить мысль, что нация, пережившая оранжевую революцию, действительно стала другой. И с этим, выпущенным из «бутылки авторитаризма» «джинном» свободомыслия нужно искать общий язык.
КОММЕНТАРИИ
Константин МАТВИЕНКО, корпорация стратегического консалтинга «Гардарика»:
— Территориальная реформа — это один из наиболее хорошо проработанных проектов власти. Я совершенно не согласен с тем, что эта реформа была непубличной. Потому что рабочая группа Кабинета Министров с выездом в наиболее типичные области Украины, а именно в Винницкую, Луганскую, Одесскую, Ивано-Франковскую, провела полевые исследования с участием представителей органов местного самоуправления, местных администраций, экспертов. Прошел ряд экспертных обсуждений и в столице. Законопроект, который разработан рабочей группой Кабинета Министров, действительно достаточно качественен. Он называется проектом Закона о территориальном устройстве Украины. В то же время, мы не видим этого законопроекта как законодательной инициативы Кабмина. Таким образом, очевидно, что Роман Бессмертный не нашел достаточной поддержки среди коллег в правительстве на предмет внесения этой реформы на рассмотрение парламента. Наверное, потому, что в парламенте нет 226 голосов, которые были бы отданы за территориальную реформу.
Я думаю, что и Президент, и премьер-министр, и наиболее информированные представители украинской политики понимают актуальность и необходимость этой реформы. В то же время, идет колоссальное сопротивление реформе. Оно осуществляется по трем направлениям. Первое — это местная бюрократия: как самоуправленческая, так и исполнительная, то есть местные советы и администрации. Предполагается сокращение количества территориальных единиц, и естественно, местной бюрократии это совсем не по вкусу. Второе направление — это лоббирование в парламенте непроведения реформы, потому что связанные тесно с местной бюрократией и зависимые от нее по выборам депутатские группы сейчас не готовы к тому, чтобы эту самую местную бюрократию так подвести. И третья проблема — самая важная — это отсутствие достаточного количества средств на проведение территориальной реформы. То есть, слабым местом реформы является недостаточная просчитанность ее стоимости и отсутствие понимания того, откуда возьмутся деньги.
Если говорить о конкретном инциденте в Макарове, то я думаю, что реакция Бессмертного связана не столько с проблемой реформы, сколько вообще с общей ситуацией в правительстве. Последнее заявление Кабинета Министров относительно того, что руководство парламента не совсем корректно повело себя по отношению к Президенту и правительству, принятое в том числе и при участии министров-членов НСНУ, вероятно, не нашло поддержки в среде этой политической партии. И таким образом Бессмертный действительно оказался в двусмысленном положении. К тому же, отсутствие четкого понимания — возглавит Ющенко список или нет, а, соответственно отсутствие четкого понимания перспективы Народного Союза «Наша Украина» на предстоящих выборах, и по-хорошему агрессивная позиция премьера в этом отношении, которая активно работает и над формированием большинства в этом составе парламента, и над форматированием будущей властной коалиции на выборах, — создает дополнительный дискомфорт для Романа Петровича. В этих условиях Р. Бессмертному тем более не следует уходить в отставку, так как он является и носителем важных реформаторских идей, и с позиции вице-премьера может более эффективно влиять на качество кадрового состава поствыборной власти.
Виктор КОТИГОРЕНКО, Институт политических и этнонациональных исследований НАНУ:
— Нашей стране административно-территориальная реформа нужна. Правда, ни в коем случае нельзя делать эту реформу «через колено» и реализовывать уже сейчас. Сегодня более 18 тысячи человек пришли к управлению страной, большинство из которых не имеют управленческого опыта. И если в этой ситуации, когда фактически несформирована исполнительная вертикаль, начать еще реформу местного самоуправления, то это приведет к полной дезорганизации системы управления страной. Видимо, осознание этого большинством серьезных политиков и представителей власти, привело к тому, что Бессмертный также осознал невозможность реализации реформы и поэтому счел для себя правильным подать в отставку.