Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первый Рубикон

Как родители могут помочь ребенку адаптироваться к новой жизни и новому... социальному статусу
15 августа, 1996 - 19:25
СНОВА ЭТА ШКОЛА / ФОТО АЛЕКСАНДРА ЛУКЬЯНЕНКО, Киев

Первого сентября у многих детей закончится беззаботное детство: у них появится больше обязанностей и ответственности, появится много друзей, в их жизнь войдут новые взрослые люди — дети станут первоклассниками. Этот процесс взросления очень важен в жизни ребенка. Ведь именно в первом классе он переживает так называемую ломку — переход от игры, органической для дошкольного возраста, к обучению. Психологи это называют изменением ведущей деятельности — переходом от игровой к учебной. И если до этого времени родители воспитывали своего ребенка гармонично, то этот кризис ребенок переживет не слишком бурно. Также адаптация первоклассника к школе состоится нормально и тогда, когда ребенок готов к обучению в школе. Собственно, готовность к обучению так же важна для ребенка, как для взрослого — готовность работать или создавать семью. Что значит готовность ребенка к обучению в школе, как родители могут помочь ему адаптироваться к новой жизни, и еще о многих других важных тонкостях рассказывает практический психолог Тернопольской классической гимназии Мария КВИЛИНСКАЯ.

— Пани Мария, почему психологи уделяют так много внимания готовности детей к школе?

— Этот вопрос сложно переоценить, поскольку готовность первоклассника к обучению вообще влияет на его дальнейшее обучение в школе. Также — на психологическое состояние ребенка, адаптацию к учебному заведению, на его дальнейшую успешность и самооценку. Готовый к школе ребенок в школьном коллективе чувствует себя свободно и наравне со своими одноклассниками. В общем готовность ребенка к школе — это способность участвовать в школьном обучении. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка, идущего в первый класс, были сформированы предпосылки к обучению в школе: интеллектуальная готовность, личностная и социально-психологическая. Личностная готовность — это сформированность у него позитивной «я-концепции» или позитивного отношения к себе. Речь идет о приятии ребенком самого себя со своими собственными достоинствами и недостатками, когда ребенок знает, что он умеет и чего — нет, когда он себя уважает и воспринимает. Это — самооценка ребенка. Хорошо было бы, чтобы она была даже капельку завышена, но с тенденцией к адекватной. В личностной сфере также важна мотивационная готовность — готовность ребенка занять новую социальную позицию школьника. В идеале ребенок должен хотеть идти в школу, и роль школьника должна быть очень привлекательна для него. Также у первоклассника должна быть развита личностно-волевая готовность: ребенок должен уметь делать не только то, что хочет, но и подчиняться определенным правилам, понимать понятие «мы», что «мы» — это класс, в котором он учится.

Что касается готовности в интеллектуальной сфере, то у ребенка должен быть определенный общий запас знаний об окружающем мире, о себе. Эта база очень важна, ведь именно на ней будут строиться все другие знания, и чтобы ребенок не растерялся, он должен их получить в семье или в садике. Очень важно то, насколько ребенок умеет классифицировать: знает виды транспорта, животных, растений, он должен различать цвета, знать формы, размеры и тому подобное. Также он должен управлять своим вниманием, концентрировать его на каком-то определенном объекте. Это очень важно на уроке, когда учитель преподает определенную тему. Также в определенной степени должно быть развито аналитическое мышление — его различные формы (наглядно-образное, наглядно-схематическое и тому подобное). У ребенка должна быть способность к воссозданию определенного образца, предложенного ребенку — образца букв и образца цифр в тетради, а также — сформированы такие мыслительные операции, как анализ и синтез. Следует заметить, что важны все три компонента.

— Потому что, если какой- либо из них не в полном объеме присутствует, ребенку тяжело адаптироваться к школьной жизни, а их наличие является предпосылкой для успешного обучения в школе.

— Часто ли вы сталкиваетесь со случаями, когда дети не хотят идти в школу? Почему так происходит?

— Это вопрос мотивации. Ребенку, который не хочет идти в школу, будет сложно посещать занятия и неинтересно учиться. Причем это будет не только его проблемой, но и проблемой учителя начальных классов и родителей. Готовому к школе ребенку должно нравиться все, связанное со школой, даже внешние атрибуты — такие как книжки, тетради, рюкзак, форма, классная доска, парта и тому подобное. А в идеале ребенка должно интересовать что-то новое — это высший уровень познавательной мотивации. Тогда ребенок хочет идти в школу. Большую роль в формировании этой мотивации играют родители, когда настраивают ребенка на обучение, в позитивном ключе рассказывают ему о школе, вспоминают свои школьные годы — это ребенка заинтересовывает. Но все-таки мотивация — показатель готовности. Не стоит ребенка, который не готов, которому нет еще шести лет, отдавать в первый класс. Такие дети устают, не выполняют заданий, посреди урока могут встать и пойти куда хотят, а на уроке вытянуть не книжку, а игрушку. Это показатель того, что у ребенка ведущей деятельностью является игровая, а учебная деятельность даже не идет рядом с игровой. Причины нежелания идти в школу могут быть различными: не только в том, что с ребенком мало занимались дома, либо он не посещал садик, причины могут быть и в интеллектуальном развитии — может быть задержка психического развития; также есть асоциальные семьи, где детям не уделяют надлежащего внимания.

Хочу заметить, что в любом случае заключение психолога о готовности или неготовности ребенка к обучению в школе носят рекомендательный характер.

— Не велика ли для первого класса у детей нагрузка?

— Нет, если методически правильно проводятся уроки, перегрузки не будет. Вопрос возникает тогда, когда ребенок, кроме обучения в школе, еще посещает дополнительно танцы, спортивную секцию и тому подобное. Часто родители спрашивают у меня, стоит ли отдавать ребенка- первоклассника в какую-то секцию. Все зависит от того, насколько сильна его нервная система (со слабой нервной системой дети могут начать болеть). Поэтому родителям, дети которых имеют слабую нервную систему, я рекомендую в первом классе не нагружать детей дополнительными занятиями по музыке, в спорте и тому подобное. Это очень важно, ведь в первом классе происходит адаптация к обучению. У детей со слабой нервной системой она может длиться даже целый год, в то время как у детей с сильной нервной системой — 1—2 месяца. Сильная нервная система выдерживает большую нагрузку, а слабая — быстрее устает. Основной залог того, что ребенок не будет переутомляться, — режим дня. В первом классе дети должны еще спать днем, поэтому учебные заведения оснащены этими спальными комнатами.

Также следует отметить, что родителям не следует слишком волноваться: обучение в первом классе отличается от обучения в остальных классах и ориентировано на игру. Это важно, ведь наряду с учебной деятельностью, которая постепенно становится для ребенка ведущей, большое значение для него имеет игровая деятельность — ведущая в это время. От нее не так легко отказаться, и она является важной наравне с учебной, не потеряла своей актуальности.

Большой вопрос — социальный статус ребенка, поскольку тот социальный статус, который приобретает ребенок в начальной школе, в будущем закрепляется за ним в дальнейших классах. Важно то, желаем ли ребенок в коллективе: детям, которые были изолированными в младших классах и которым было тяжело общаться, в будущем без помощи учителя или психолога будет сложно выйти из такого статуса и приобрести другой.

— Насколько важно влияние первой учительницы на желание посещать школу?

— Роль учителя начальных классов в жизни первоклассника и его мнение очень важны (можно сказать, закон). Очень часто бывает, что дети, приходя со школы домой, выполняя какое- то задание, связанное со школой, противоречат родителям, пытающимся им подсказать: «А учительница говорила именно так делать!» Поэтому в учебных делах мнение учителя становится важнее родительского. Родителям не нужно противоречить ребенку, потому что тогда противоречия будут у самого ребенка. Это хорошо, что учитель имеет такой авторитет, потому что он является источником знаний для учеников. Следует заметить, что учитель, не имеющий терпения к этой работе, воодушевления, любви к детям, позитивных эмоций, не сможет долго работать — произойдёт «эмоциональное выгорание», и человек просто бросит эту работу. Потому что для этой профессии нужно любить работу, быть преданным делу и, кроме того, иметь педагогические способности. В школе работают фанаты.

— Порекомендуйте родителям, на что им обратить внимание, если их ребенок пойдет в школу в следующем году?

— Родителям будущих первоклассников нужно готовить ребенка к этому важному периоду в жизни предварительно. Самое первое: у ребенка должны появиться определенные обязанности дома. Ему необходимо давать какую-то посильную работу — определить круг его обязанностей, чтобы воспитывать ответственность. Например, поливать вазоны, убирать в комнате, ухаживать за домашними животными. Нужно определить его общие интересы: что ребенок любит, чем интересуется, какие его любимые игры, сказки — очень важно знать своего ребенка. Необходимо научить его делиться своими проблемами, конфликтными ситуациями, при этом важно интересоваться мнением ребенка. Следует побольше говорить с ребенком: во-первых, будет развиваться речь — залог хорошего обучения, во-вторых, он научится высказывать собственное мнение. Также очень важно, чтобы родители отвечали на вопрос детей, не игнорировали их — таким образом будет развиваться познавательный интерес, являющийся основой обучения в школе. Важно хоть иногда смотреть на мир глазами ребенка: поставить себя на его место. Если есть случай — нужно искренне хвалить ребенка, чтобы у него формировалась адекватная самооценка. Не стоит сравнивать ребенка с другими детьми, лучше сравнить его с ним же — таким, каким она была раньше. Например: «Вот ты раньше этого не умел, а теперь умеешь». Словом, нужно не быть безразличным к жизни ребенка.

Оксана МЫКОЛЮК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ