На фестивале «Молодость», в программе американского документального кино, был показан фильм «Саундтрек к революции», посвященный движению за гражданские права в США в 60-х. История тех великих лет рассказана через песни протестующих.
Фильм построен традиционно: кадры хроники, интервью с очевидцами и участниками событий, а также сами песни — их поют преимущественно современные исполнители.
Движение за гражданские права боролось, в первую очередь, против расового неравенства, которое тогда процветало в южных штатах. В том же Миссисипи часть небелого населения достигала 40 процентов, но весь штат был словно испещрен границами: туалеты, больницы, магазины, рестораны — отдельно для белых и отдельно для чернокожих. Уровень, к примеру, тех же больниц был несравним: пациенты-афроамериканцы умирали от тех болезней, от которых белых излечивали.
Мне расизм кажется какой-то разновидностью психического искажения: ненавидеть незнакомого тебе человека только за другой цвет кожи или за религию — это нечто за пределами здравого смысла. Аргументация расистов часто бывает изощренной, однако, в конце концов, за наслоениями причудливых и сложных доказательств, все равно скрывается голая правда иррациональной ненависти к другому человеку. И эта ненависть порождает столь же иррациональную жестокость.
Собственно, фильм и рассказывает равным образом как историю достоинства, так и историю жестокости в США полвека тому назад. Большим преимуществом гражданского движения было то, что его с самого начала возглавила такая выдающаяся личность, как Мартин Лютер Кинг. Именно внедряемая им идея ненасильственного протеста привела к первой послевоенной мирной революции, которая, впрочем, сталкивалась с вовсе не мирным сопротивлением. Южная полиция разгоняла манифестации с жестокостью, далекой от любых норм демократии; на активистов нападали, их убивали, взрывали, линчевали, причем как белых, так и черных. В фильме достаточно разительных кадров.
Фактически именно на 60-е годы пришлось окончательное завершение Гражданской войны ХІХ века. Движение добилось ликвидации остатков расовой сегрегации — но ценой тяжелых потерь.
И, как становится понятно по «Саундтреку к революции», именно богатейшая традиция совместного пения, взлелеянная в афроамериканских общинах, была одним из решающих факторов победы. Трудно даже представить себе, была ли бы достигнута благородная цель равенства, если бы не знаменитая We shall overcome («Мы победим») — неофициальный гимн революции. Вот так, с песнями, невзирая на оскорбления, насилие и террор, чьей жертвой в 68-м стал и сам доктор Кинг, — движение победило, и в настоящее время дикость, господствовавшая на Юге, воспринимается, как необратимое прошлое.
История — хороший учитель среди невнимательных школьников. Дискриминация и расовые предрассудки является привычным делом почти на всем пространстве бывшего СССР, и Украина — не исключение. Наши расисты не блещут оригинальностью: как и везде, они самонадеянны, малообразованны, неудачники по жизни и трусы по сути, однако, к сожалению, достаточно активны и многочисленны, часто пользуются поддержкой власти или даже сами принадлежат к ней. Однако все их преимущество — самообман, основанный на страхе и лжи.
We shall overcome!