Знаменитую Петриковскую фабрику народных ремесел «Дружба» постигла печальная участь: на днях ее оборудование было порезано на металлолом неизвестными людьми. И хотя производство на фабрике замерло еще несколько лет назад, местные жители все же надеялись на появление инвестора. Однако чуда не произошло, и случилось то, что стало привычным в эпоху «дикой» приватизации. «В воскресенье, проезжая мимо фабрики, я услышал шум резаков и сразу понял, что происходит неладное, — рассказывает бывший управляющий фабрики Сергей Манжос. — Ведь территория фабрики не охранялась, а металла там — на сотни тысяч гривен. Я вызвал милицию и с ней зашел в цех. Оказалось, что там орудовали парни, которые объяснили, что распиливать металл их нанял какой-то бригадир. Работали они уже второй день и за это время успели раскурочить все станки». Помещения с помощью милиции опечатали, но теперь от фабрики практически остались только стены, а ее оборудование восстановлению не подлежит. Местные власти не исключают, что демонтировать оборудование решил сам собственник предприятия, находящийся в Киеве. «Не исключено, что люди с «болгарками» были его представителями, — считает глава Петриковской райгосадминистрации Владимир Муха. — Сейчас милиция во всем разбирается. Но хочу заметить, что фабрика в последние годы сдавалась в аренду и не была связана с петриковской росписью».
«Фабрика «Дружба» была основана в Петриковке более полувека назад — в 1958 году, — рассказывает народный художник Андрей Пикуш. — На ней делали деревянную посуду и предметы быта под роспись, а продукция продавалась в сувенирных магазинах по всей Украине и далеко за ее пределами — в десятках стран. Впоследствии министерство местной промышленности, которому подчинялось почти тридцать предприятий с народными промыслами, было преобразовано в ОАО «Укрхудожпром». Судьба этой структуры, находящейся в Киеве, не совсем ясна, а для нашей фабрики все эти реорганизации закончились коллапсом. Почти десятилетие она не работает, а территория позарастала бурьянами». Местные жители сокрушаются, ведь предприятие обеспечивало работой несколько сотен человек и могло бы существовать дальше, если бы государство распорядилось народным имуществом по-хозяйски. И хотя варварски уничтоженную фабрику жалко, однако А. Пикуш считает, что ее разрушение совсем не означает конец петриковской росписи. В советские времена на фабрике гнали массовый ассортимент, рассказывает он, а тарелки и шкатулки прессовали из опилок, что совсем не в традициях народных умельцев. «Нам удалось сохранить петриковскую живопись в основном благодаря тому, что еще двадцать лет назад мы создали Центр народного искусства «Петриковская роспись», — вспоминает художник. — Это было первое в Украине объединение народных мастеров, которые стали совладельцами предприятия, его коллективными собственниками». Сейчас в центре работает около 40 художников, которые делают исключительно авторские работы с неповторяющимся и оригинальным орнаментом. «Мы выжили в самые трудные годы вопреки всем законам физики, — говорит А. Пикуш. — Работали иногда на голом энтузиазме и впроголодь, но теперь мы твердо стоим на ногах, живем без долгов и исправно платим налоги. С нами сотрудничают мастера, которые зарегистрированы как частные предприниматели, и пенсионеры-надомники. Одним словом, народное искусство в Петриковке не умерло и, могу вас заверить, не умрет, а будет и дальше существовать и развиваться».
...В Киеве действует не так давно украшенный петриковской росписью Свято-Юрьевский храм. Его за несколько недель расписали художницы из села Петриковка Галина Назаренко и Ирина Кибец. Эта церковь первая, расписанная в таком стиле, и находится на Михайловской площади за отелем «Интерконтиненталь». Ни настоятель храма, ни сами художницы похожего украшения религиозного учреждения раньше не видели, хоть и говорят, что растительными орнаментами свои церкви разрисовывали еще казаки, а также ими расписывали культовые сооружения художники многих религий мира.
— Петриковка — это наш украинский ответ любым религиозным орнаментам, существующим в мире. Нет такой религии, где бы растительные мотивы не использовались в орнаментах. Посмотрите, какие цветы из камней делают армяне, какие красивые орнаменты с растительными мотивами делают иудеи, какая красота в орнаментах ислама. Петриковка — это наш взгляд на псалом «дивна дела твоя, Господи, вся премудростию сотворил еси». То есть маленький цветок может свидетельствовать о большой красоте и мудрости Божьей, — говорит отец Сергей Станкевич, настоятель Свято-Юрьевского храма (КП).
По словам духовного наставника, роспись храма совершалась не по собственному вкусу художниц, а в соответствии с определенными христианскими обычаями, где каждый знак и цвет имеют свои значения. Например, символ Христа — это роза, символ Богородицы — лилия. Виноград же — это целая «история» о том, какой должна быть жизнь человека (ведь в Библии не в одной притче виноград используется в определенном символическом значении). То же касается цветов, использующихся на иконах. По словам Отца Сергея, любая отделка храма — украшение не эстетического порядка, а специфическая молитва.
КОММЕНТАРИЙ
Наталья РЫБАК,заслуженный мастер народного творчества Украины, член Союза народных мастеров Украины:
— Аналогов петриковке в мире нет. Это старинный орнамент, который был очень популярен еще во времена Богдана Хмельницкого: тогда часто приезжали из России в Украину покупать расписанные сундуки. Само же село Петриковка никогда не было под панщиной. Сегодня же Петриковка является самым крупным центром искусств в Украине. Если говорить о фабрике «Дружба» (где изделия имели тысячные тиражи), то жизнь на ней не заканчивается. У нас есть центр народного искусства, где я работаю, и все здесь движется, живет и продолжается. Все наши мастера имеют свое лицо и очень часто создаются изделия только в одном экземпляре. Если же изделия и тиражируются, то очень «коротко». Раньше разрисовывали и печи, и сундуки, и сеялки, и веялки, и стены. А теперь мы расписываем вещи, которыми можно пользоваться. Я ездила и по Украине, была в Японии и Канаде, и везде одно и то же: если художник продает небольшие открыточки, то люди с удовольствием покупают, но если художник начинает разрисовывать изделие, то в любой стране сразу образуется очередь, и все хотят купить ту открыточку, которую разрисовывают в настоящий момент. Потому что очень интересно посмотреть, как изделие рисуется то кисточкой, то спичечкой, то заостренной палочкой. Сами инструменты нельзя придумать раз и навсегда. Технология, по которой мы работаем, передавалась из поколения в поколение, и каждое либо теряло что-то, либо что-то добавляло свое. Если бы были лучше законы, оно бы лучше развивалось (я имею в виду налоги, которые с нас взимаются). Потому что дорожают и краски, и лаки, и энергоносители. Было бы лучше, если бы государство повернулось к нам лицом, все же Петриковка — это уникальное явление. Но, к сожалению, получается, что все держится на нашем терпении. Во многих странах мира народные ремесла, подобные нашему, в основном хранятся в музеях. А у нас и петриковка, и многие другие ремесла — живы, но если так государство будет относиться, то петриковка недолго проживет.