Вчера Петр Алексеевич Порошенко пришел на работу в Кабмин. После почти двухнедельных размышлений он сел все же в кресло министра экономического развития и торговли, которое освободил нынешний секретарь РНБО Андрей Клюев.
Поговаривали, что за свое согласие работать в команде «бело-синих», по отношению к которым Петр Алексеевич не так давно был в резкой оппозиции, он выторговывал «свободу политических узников» (как видим, это — не более чем фантазии экспертов).
На самом деле, как заметил «Дню» источник в правительстве, на протяжении предыдущих двух недель Петр Алексеевич лечился. Негоже было становиться на пост и сразу идти на лечение», — подчеркнул источник. Мол, с чего бы это Петр Алексеевич должен был не согласиться? Он же прагматичный человек, который мыслит рациональными категориями. И быть в «громогласной» оппозиции — это не разумная позиция использования своих умений, а тем более — относительно защиты своих интересов...
На своей странице в соцсети «Фейсбук» он написал: «Последние недели были для меня очень непростыми. Решение, которое я должен был принять, вероятно, принимаются несколько раз в жизни и даются нелегко». А помогли Петру Алексеевичу, принять решение, по его словам, «небезразличные люди как среди друзей по Фейсбуку, так и среди журналистов, экспертов и политиков». «Поставив на одну чашу весов личные политические амбиции, а на другую — ситуацию в экономике... Решение я принял, — написал Порошенко. — ...Убежден, что в интересах страны, а не отдельных политических партий — властных или оппозиционных, необходимо принять и реализовывать понятную профессиональную антикризисную политику по минимизации этих угроз, ведь от экономического кризиса пострадают все».
Свои предложения относительно того, как он собирается менять ситуацию к лучшему, Порошенко передал Президенту и выложил на страницу в Фейсбуке. В них, в частности, речь идет о том, что европейские ценности и стандарты должны стать «основополагающими качествами экономической политики Украины». А демократические приоритеты развития — главными в государственной политике. Свою реформаторскую политику на должности министра экономического развития и торговли Порошенко планирует осуществлять по трем блокам — прозрачность экономической политики свобода предпринимательской деятельности и эффективность использования ресурсов. Он пообещал навести порядок в системе государственных закупок, сделав ее максимально упрощенной и прозрачной, привести национальную систему показателей экономического развития к европейским стандартам и обеспечить открытый доступ к этой информации для общественности и инвесторов. Хорошо уведомлен о проблемах бизнес-климата, Порошенко пообещал предпринимателям упрощенную систему регистрации, «прозрачный офис», защиту от силового давления и безосновательного вмешательства в хозяйственную деятельность. Дабы «искушение» было минимальным, он предлагает ввести финансовую ответственность за причинение экономического вреда. По мнению Порошенко, реформированию в первую очередь должны подвергаться рынки энергетических и продовольственных ресурсов. Именно эти два сектора народного хозяйства Петр Алексеевич в кресле главы МЭРТ обещает первыми привести в соответствие европейским стандартам и критериям экологической безопасности.
В системе использования ресурсов Порошенко предлагает трансформировать систему национальных проектов в перечень приоритетных направлений государственной поддержки инвестиций, в частности, в сферах энергосбережения и диверсификации источников снабжения энергоресурсов. Также он — за создание цивилизованных условий для земельной реформы, которые будут обеспечивать защиту прав собственности земельных участков, содействовать развитию сельскохозяйственного производства и привлечению инвестиций в аграрный сектор. Кроме того, Порошенко пообещал позаботиться о защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны иностранных производителей в соответствии с нормами и правилами ВТО — обеспечить противодействие поступлению на украинский рынок недоброкачественной и опасной продукции...
Президент Центра экономического развития Александр Пасхавер сомневается, что Порошенко удастся выполнить те задачи, которые он сам перед собой поставил. «Если будет выполнено где-то 5%, то это уже хорошо. Но системно это будет трудно сделать», — убежден Пасхавер. «Нужна команда либералов, которую бы поддерживал глава государства. На мой взгляд, это фантазии. В этой команде он точно не свой. У него даже опыт предпринимательской деятельности другой. Ему будет трудно сработаться, хотя он умеет работать с людьми», — добавил он. По мнению эксперта, одной из задач Порошенко во властной команде должно стать улучшение имиджа действующей власти на Западе.
Мнение Пасхавера относительно того, что Порошенко не станет дееспособным министром экономики в сегодняшней правительственной команде, разделяют большинство экспертов. Впрочем, почему при таких обстоятельствах он все же принял предложение, они ответить не могут. Возможно, определяющим в этом «пасьянсе» действительно стала карта «5 канала»?...
«День» попросил известных экспертов прокомментировать инициативы Порошенко.
КОММЕНТАРИИ
Владимир ЛАНОВОЙ, экс-министр экономики, президент Центра рыночных реформ:
— В целом это позитивные предложения, однако они несколько поверхностны. Есть несколько существенных вещей, но пока они ничем не выражены. Например, свобода предпринимательства как ключевой момент развития экономики отмечена, но не показана, за счет каких средств она будет обеспечена. Очень слабо высказано о Налоговом кодексе, который стал просто петлей, душащей всю экономику и разваливающей ее. В качестве начальных тезисов это может быть, но, конечно, этого недостаточно, и, возможно, после вступления в должность и ознакомления с разными проблемами министр будет немножко глубже и действительно по-реформаторски подходить. А, может, и нет, это мы увидим. Потому что много было людей, которые приходили в правительство с тезисами о реформах и дерегуляции, а потом забывали об этом и занимались и до сих пор занимаются собственными частными делами.
Главное — достичь финансовой стабильности. Все развалено, кредитов нет, валюты нет, иностранные заемы закрыты, бюджет страшно дефицитен, выплачивать деньги нечем, бизнес не вкладывает инвестицию, инвестиции не растут. Нужно разобраться с каждой проблемой — как финансовая стабильность, разбалансированность бюджета, снижение процентных ставок, стабильность, потому что никто другой, кроме министра экономики, этот вопрос смоделировать и определить, какими средствами достичь, не сможет, все остальные занимаются отдельными вопросами. Второе — становление рыночной экономики, конкурентной, с равенством прав производителей и потребителей, с эквивалентностью обмена, с противодействиями монопольным посягательствам. Этот комплекс становления рыночной экономики этим, конечно, не заканчивается. У нас нет, например, финансовых рынков, у нас не действуют денежные рынки. Есть грубое вмешательство Национального банка и правительства, разрыв разных кредитных потоков, то есть саморегулирующихся денежных рынков нет.
Я думаю, что у него почти нет шансов. Как идет, так и будет идти. Все распределено, все денежные потоки свои уже получили, кто хотел, уже договорились между собой, объекты приватизации разделены, люди перестали вкладывать депозиты, то есть нет новых ресурсов, которые можно было бы как-то эффективно использовать. Но после финансового валютного провала, который будет в этом году, возможно, Янукович просто распишется в бездарности своего правительства и поручит кому-то другому создать дом по другому проекту. Тогда нужно все перестроить в тех направлениях, о которых я сказал.
Антон ФИЛИПЕНКО, президент Украинской ассоциации экономистов-международников:
— Нужно осуществлять реформы не для МВФ, как это делалось до сих пор, а для страны. Для этого нужно иметь стратегию тотальной модернизации экономики Украины, которой еще до сих пор нет. Но она должна быть написана не для отдельной бизнесовой группы, а для всех. У нас же сейчас так, что одни получают блага, а другие — статисты, маргиналы... Менять это нужно, и делать это очень быстро. Я думаю, что у Петра Алексеевича это получится сделать. Когда-то он был моим студентом, поэтому я могу уверенно об этом говорить. Порошенко очень динамичный, у него быстро работает ум, он знает, на кого можно, а на кого не стоит опираться. Если ему удастся разработать такую стратегию тотальной модернизации и одобрить ее в Верховной Раде, чтобы она получила статус закона для всех, чтобы это была программа украинского народа, а не только для тех, кто работает «наверху». В этой программе должна быть предусмотрена и прописана модернизация по отраслям и регионам, создание внутреннего рынка (которого у нас, к стати, до сих пор нет) и мощной «подушки» экономической безопасности в малом и среднем бизнесе. Порошенко как глава МЭРТ должен оптимизировать аппетиты крупного бизнеса, сделать так, чтобы они работали на общество, пусть берут пример с Билла Гейтса. Только тогда у Петра Алексеевича есть реальные шансы сделать ощутимые шаги. Ведь пока результаты экономической политики нынешнего правительства ну очень скромные. А Украине сегодня нужны ощутимые результаты. Тем более, что в этом году у нас очень большое отрицательное сальдо торговли товарами (14 миллиардов долларов), а мы начинаем замедлять темпы нашего развития... Декларируемый Президентом вопрос достижения «двадцатки» для нас с приростом ВВП в 3,2% на год будет весьма эфемерным. Порошенко нужно оптимизировать динамику экономического роста и мобилизировать все внешние и внутренние экономические силы для этого: нужно включить фондовый рынок, который у нас не работает сегодня. Нам нужно исходить из советских методов работы.
Ярослав ЖАЛИЛО, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований:
— Пока что у Порошенко нет программы как таковой. Есть перечень политических ориентиров, которым он собирается следовать. Я думаю, что в целом ему это будет удаваться, потому что это просто те меры и направления, которым нужно следовать, чтобы обеспечивать функционирование рыночной экономики. Но если мы говорим о нынешнем предвыборном периоде, то возникнет ряд преград, и какие-то вещи сделать будет трудно. Есть фискальные мотивации, которые требуют собирать побольше денег с экономики, и они, конечно, будут ограничивать либерализационные усилия правительства. Но вообще возможности, потенциал, чтобы достичь заявленные цели, у Порошенко, конечно, имеются. Но в ряде случаев он говорит не о конкретных целях, которые можно достичь, а о процессе. Это, например, конкурентоспособность Украины и украинских предприятий. Ее ведь необходимо повышать не только сейчас, а постоянно. И это будет правильно.
Виктор ХМИЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины:
— Одно то, что Порошенко далеко не сразу согласился стать министром экономики и имел возможность хорошо поразмыслить над своими задачами в качестве министра, говорит в его пользу и в пользу реальности его намерений и планов. Он системно готовился к этой работе. А главное — достаточно хорошо разбирается в финансовых потоках, у него обширный опыт в проблемах кредитования, в банковском деле. Это — большой плюс. А еще он серьезный бизнесмен, сумел сформировать достаточно четкую систему управления и администрирования своих предприятий. Порошенко обладает большим опытом парламентской деятельности и как бизнесмен-практик будет объединять, синтезировать свои лоббистские наработки и добиваться проведения через парламент законопроектов, предусматривающих регуляторные новации. Радует, что это, по большому счету, первый политик, который, вступив во власть, тут же взял на себя ответственность за подготовку регуляторных условий, направленных на расширение экономических свобод. Бизнес давно ожидает прихода во власть такого человека, а главное — такого поворота в регулятивной политике государства. У Порошенко большой опыт в международных инновационно-инвестиционных проектах прикладного, а не виртуального характера. Он, вероятно, знает, как их реализовывать. А начать ему следовало бы с наведения порядка в системе министерства, чтобы окончательно избавить его от стиля работы, присущего Госплану бывшей УССР, и перевести МЭРТ в режим министерства экономического развития, которое должно быть ключевым во всех вопросах программного развития экономики. Я не исключаю, что Порошенко встретит на своем пути достаточно сложностей, поскольку кадровое обеспечение министерства не соответствует сегодняшнему спросу. Однако ему нужно будет сформировать не только собственную команду, но и реального социального партнера, причем без всякого заигрывания с субъектами рынка.