Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему москвичи «подсели» на поезд Верки Сердючки

Эксперты «Дня» о феномене популярности персонажа Андрея Данилко
10 января, 2004 - 00:00

В Москве бум Верки Сердючки. Лакмусовая бумажка популярности — телевидение. И телевизионная программа новогодней ночи, в ходе которой Андрей Данилко побил все рекорды по задействованности в праздничных телепроектах, подтвердила рейтинг нашего соотечественника. Пожалуй, трудно назвать российский или украинский канал, на котором его не было в той или иной роли. Сумасшедшей популярностью в российской столице пользуются альбомы с его песнями. А на его концертах в Лужниках, которые состоялись осенью прошлого года, были беспрецедентные аншлаги. Немногие российские звезды могут похвастаться тем же. На последней церемонии вручения премии «Золотой граммофон», которую Сердючка вела вместе с примой российской эстрады Аллой Пугачевой, шутки, отпускаемые нашим соотечественником, нередко заставляли тушеваться даже саму Аллу Борисовну. (Уровень этих шуток — тема отдельного разговора). Кроме того, заметно ощущалась зависть со стороны российских коллег, которых Данилко с легкостью обскакал. Чего стоит хотя бы тот факт, что «простоватая» Сердючка осадила даже бывалого московского шоумена Николая Фоменко.

На эстраде Андрей Данилко уже около десяти лет. Первоначально появившись в рекламе в придуманном им же образе разудалой Верки Сердючки, он быстро сменил это поприще на артистическое. Но какой бы популярностью ни пользовалась созданная им знаменитая проводница в Украине, температура ее восприятия у нас всегда была намного ниже, чем сейчас в Москве, где ее популярность — просто сумасшедшая. Можно долго говорить о потакании массовым вкусам, и все же феноменальный (в том числе и коммерческий, VIP-места продаются по $800) успех нашего талантливого соотечественника Андрея Данилко требует более глубокого анализа. В чем причины этого успеха, мы попытались разобраться вместе с нашими экспертами.

ВОПРОС «ДНЯ»

О чем свидетельствует феноменальный успех Верки Сердючки?

Сергей ТРЫМБАЧ , кинокритик:

— Я думаю, что успех Сердючки (причем успех, длящийся уже не один год, так что случайным его никак не назовешь) в чем-то корреспондируется с успехом, скажем, фильма и пьесы «За двумя зайцами», типом Прони Прокоповны. Не случайно, кстати, именно Данилко должен был играть Проню Прокоповну в мюзикле «За двумя зайцами» и не случайно вообще он там все же играет. То есть это персонаж в чем-то из того мира и того времени, когда социальный низ украинского села отправился покорять киевско-печерские высоты. Кстати, Верка Сердючка также покорила высоты — только более высокие, «московские высоты», то есть традиционную для многих украинцев высоту. Теперь Андрей Данилко рядом — хотя и в роли этакого паяца при королеве — с Аллой Борисовной Пугачевой. Это же не случайно. Это действительно торжество этого низа, который сегодня чувствует себя верхом. При том, что этот низ приобрел очень мало вкуса. Хотя... Очень часто цитируется фраза Бертольда Брехта, смысл которой заключается в том, что, если забрать безвкусицу, то возможно из этого всего очень много исчезло бы. Но избыток этой безвкусицы — «я такой, я могу сейчас совершать любые ненормативные поступки, говорить что угодно, но говорить правду» — отвечает типу паяца. Вместе с тем — паяца при королеве, которая также не отличается особым вкусом. Многое из того, что следовало бы прятать, они наоборот выставляют напоказ. И собственно, я думаю, одна из причин успеха Верки Сердючки — это поддержка позиции «а вот мы такие». И массовый зритель себя отождествляет с этим персонажем. Конечно, он понимает, что это — чересчур это — гипертрофированный сгусток, но в то же время он чувствует: здесь много моего «я», того, что я в обычной жизни прячу. И зритель с удовольствием себя узнает, смеется этой раскрепощенности. То, что раньше загонялось, теперь выперло наверх. Кстати, у других комиков меньше успех, чем у Верки Сердючки, именно потому что у них смех — хоть и разного качества, все же рассчитан хоть на какой-то интеллектуальный уровень. А это действительно карнавальный, грубый, плотский смех (то, что когда-то описывал Михаил Бахтин, когда фиксировал черты карнавальной поэтики). И все эти переодевания Данилко — это также карнавал. К тому же он — человек талантливый. Апеллируя к массовому сознанию, он что-то в нас фотографирует. Вы видите, интеллектуалы в основном морщатся, хотя также в значительной мере смотрят. А народ — воспринимает, потому что это апелляция к массовому человеку — «а я вот такой, я вот наконец раскрепостился, я наконец смог, я наконец показываю себя во всей полноте своего естества и своего бытия».

Относительно якобы небезопасности этого персонажа для имиджа страны, то, по моему, это слишком... Самая большая опасность для Украины — сама Украина и сами украинцы. Тем более для многих россиян образ «хохла», который якобы бы находит подтверждение в Сердючке, во многом совпадает с образом массового «рассейского человека». И поэтому россияне Сердючку тоже радостно воспринимают. Так что я не вижу здесь какой-то угрозы. Чтобы бояться какой-то Верки Сердючки, нужно, мне кажется, потерять чувство юмора. Но бойтесь самих себя, и своей туповатости, и прямолинейности, и неумелости, которая сильно унижает нас самих.

Вадим СКУРАТОВСКИЙ , доцент Национального университета «Киево-Могилянская академия»:

— Здесь дело не только в Сердючке, а дело в том, что украинское ТВ, начиная с последней недели теперь уже прошлого года и на протяжении текущей недели было по существу абсолютно оккупировано китчем. И китчем очень невысокого класса. Среди прочего — московскими псевдозвездами. Вообще китч дистанционируется от каких-то умных вещей, но это дистанционирование в последние недели носило на нашем ТВ просто скандальный характер. А Верка Сердючка, эта лингвистическая клоунада вокруг украинского языка... Видите ли, один раз над этим можно посмеяться. Но если суржик звучит в таком количестве, то, получается, он уже хочет быть нормой. То есть происходит какая-то инверсия нормальной культурной ситуации. И в конечном счете нужно уже остановиться. Артист — талантливый, но чрезмерное его присутствие именно в таком амплуа вызывает, мягко говоря, несколько отвратительное впечатление.

Я думаю, что его успех, прежде всего, говорит о дурости изменчивого массового поведения и изменчивой массовой рецепции. Просто люди не научились отличать плюс от минуса, минус от плюса. Прежде всего, все это удостоверяет просто низкий культурный уровень нашего так называемого рядового человека. А, как сказал Шевченко, «а братiя мовчать собі, витріщивши очі» — так называемая элитарная интеллигенция делает вид, что ничего не происходит. Вместо того, чтобы в конечном счете объяснить, что нельзя так называемый суржик, являющийся нарушением нормы, превращать в норму культуры.

Николай НЕСЕНЮК , журналист:

— Созданный Андреем Данилко образ «женщины» по имени Верка, помимо всех известных достоинств, имеет еще одну потрясающую особенность — Сердючку нельзя приревновать!

Не секрет, что когда женщины млеют от одного взгляда на красавца-актера в героической роли, их мужья вряд ли чувствуют себя комфортно. И наоборот — красавицы на телеэкране дразнят большую часть женщин-телезрителей. Ни первым, ни вторым никогда не достичь одинаковой популярности, одинаковой любви всех без исключения зрителей. Симпатия к Верке Сердючке в плане ревности абсолютно безопасна, как любовь к бабушке. Невозможность поднять юбку выше определенного уровня дает героине Андрея Данилко право говорить такое, что в других устах было бы расценено как откровенная непристойность, нивелирует корявость текста и речи. Надувной бюст Сердючки, не вызывающий никаких ассоциаций, кроме смеха, гасит все нежелательные толкования рискованных шуток, слетающих с напомаженных мужских губ.

Гениально найденная маска женщины без пола, может вобрать в себя намного больше, чем представляет себе сам Андрей Данилко и авторы текстов его реприз и «песен». Только на территории, где популярен образ Сердючки, есть такое количество относительно молодых людей, потерявших общепринятые признаки своего пола, которых можно не стесняться, при которых можно делать и говорить все. Сказанное или сделанное такими людьми ни к чему не обязывает. Наоборот — на фоне «бисексуальной» сценической и экранной героини каждый из нас может считать себя красавцем или красавицей, героем или героиней, а также ходячим или сидячим воплощением хорошего воспитания и утонченного вкуса.

Как и в каждом юмористическом образе, в переодетом «женщиной» Андрее Данилко многие узнают себя. Но узнавание это не болезненное, а наоборот. Что и является едва ли не главной причиной его успеха.

Олег МЕДВЕДЕВ , вице-президент Украинской лиги по связям с общественностью:

— Феномен Верки Сердючки имеет несколько причин. Нужно признать личный актерский талант Андрея Данилко, подтвержденный не только образом Сердючки, но и другими ролями, сыгранными, в частности, в новогодних мюзиклах. Второй фактор — профессиональная раскрутка Данилко, которой занимается одно из наиболее профессиональных в Украине агентств. Однако главный секрет в том, что Верке Сердючке удалось настроиться на очень примитивные культурные запросы широкого общества — как в Украине, так и в России. Правда, относительно России есть определенная специфика. Она заключается в том, что для российской публики Верка Сердючка олицетворяет простоватую, придурковатую хохлушку. Это, своего рода, коллективная пародия и на украинскую женщину, и на всю Украину. Комичность этого образа отвечает ожиданиям россиян, тому, что они хотели бы видеть. В Москве идут смотреть на Сердючку как на прикол, какую-то экзотику, как на актера или актрису, которая говорит на очень похожем на русский, но довольно чудном языке. Украинцы, в свою очередь, не лишены чувства посмеяться над собой. И это, в принципе, не так и плохо — умение шутить над собой является признаком здоровья нация. Но когда нация шутит над собой так, как шутит Сердючка, это уже признак ее болезни. Но, Верка Сердючка — не главная вредительница образа Украины. К сожалению, у нас есть люди, приносящие значительно больше вреда имиджу страны.

Дмитрий КИСЕЛЕВ , главный редактор службы информации ICTV:

— Смею предположить, что такой, достаточно глубокий, культурный феномен, как Верка Сердючка на российском ТВ и в российском сознании, воспринимается как образ Украины. И Верка Сердючка этому подыгрывает и отдает соответствующий «пас». Например, появляясь в новогодних представлениях в венке из синих и желтых цветов. Это цвета украинского флага, что не оставляет сомнений, откуда она и кого она представляет. Кто-то представляет себе Французскую Революцию как фигуру топ-лесс с французским триколором на баррикадах, кто-то представляет себе Америку женщиной в виде статуи Свободы, а вот Украина сегодня представлена Веркой Сердючкой. У каждого из этих образов есть определенное основание, иначе бы они не были столь популярны и столь устойчивы. Для России удобно воспринимать Украину — в поверхностном, народном сознании — именно такой. И россияне ценят эту веселость, отходчивость, стремление пойти на контакт, вообще отсутствие каких-либо проблем в общении с этим персонажем. Плюс странная половая принадлежность. Смешанные чувства рождает этот персонаж. И всегда у него есть несколько измерений. То есть он — не плоский, он культурно объемный. Но россияне могут воспринимать его так, потому что Данилко — безусловно, талантливый актер: создать такой образ не так уж просто. Мне кажется, со временем будут написаны диссертации на тему «Феномен Верки Сердючки и украинско-российские отношения».

В то же время, в России есть тяга к украинским героям. Россияне хотят понять, кто же герой в Украине, они хотят ввести новых героев Украины в свой культурный оборот и не готовы отламывать от себя вот это культурное пространство. Сейчас мы говорим не о государственности, не об империи, а просто о восприятии, потому что в голове нормального россиянина Украина — это, конечно, общее культурное пространство с Россией, и никто не «парится» особо по поводу Тузлы и границ. И если Украина как-то отходит от России, то возникает жажда, голод, ностальгия и стремление заполнить этот вакуум.

Да, успех Сердючки — транснациональный. Но ведь транснациональный успех всегда имеет глубокие национальные корни. Ценится то, что имеет глубокие национальные корни. И я считаю, что Верка Сердючка отражает определенные черты национального украинского характера. Но в то же время органично отражает фазу развития украинского общества. И, как мне представляется, черты, которые характерны для украинского общества, для украинского государства, для украинского политикума, отражены и в Верке Сердючке. Ну, например, некая взбалмошность и способность к истеричной реакции. Что бы ни происходило в Украине (будь-то пленки Мельниченко, «Кольчуги», Тузла или ЕЭП, или зерновой кризис), с чем бы Украина ни сталкивалась — реакция не обязательно рациональная, но всегда в ней есть какой-то компонент истеричности. Иррациональной истеричности. Что мешает предпринимать рациональные, разумные шаги и, в общем, решать проблемы. Это полностью отражено и в характере Верки Сердючки. Кроме того, в Верке Сердючке есть поверхностность, абсолютная недальновидность, такой легонький умок, очень подвижный, что тоже, в общем, зачастую характерно для украинских политических баталий. Речь идет о склонности к внешним эффектам — это часто превалирует. Например, блокада трибуны в парламенте, отказ голосовать за очень важные законопроекты. Все это эффектно — «мы принципиально против, мы в оппозиции», но получается «назло маме отморозить уши». Интересы Украины здесь не при чем, оппозиционность как бы все искупает. Что еще? У Верки Сердючки абсолютно нет никаких представлений о будущем, то есть у нее все время — в настоящем, то есть у этого персонажа нет стратегического мышления, она просто реагирует на происходящее сейчас. Но ярко. Мне кажется, отсутствие стратегически выстроенного плана жизни (реформ, внешней политики и т.д.) это тоже характерно для Украины сейчас. В то же время у Сердючки есть абсолютно положительные и подкупающие черты. Например, непосредственность жизнерадостность. С одной стороны, это все очень мило, но вот сама комбинация, букет этих человеческих качеств, являющийся концентратом, доведением до гротеска проблем, которые испытывает молодое украинское общество, — это и есть Верка Сердючка

Но то, что этот персонаж вообще существует, и то, что он востребован, то, что люди смеются, является очень важным показателем здоровья украинского общества. Это способность к самоиронии. То есть через Верку Сердючку украинцы как бы смеются сами над собой и в этом даже есть, я считаю, некий английский компонент. Поскольку главный компонент английского юмора — это самоирония. И вот в этом смысле, мне кажется, этот персонаж очень важен, потому что люди должны знать, что смешно, и они должны узнавать эти смешные элементы в более серьезных явлениях украинской жизни. Если здесь они доведены до абсурда и до гротеска, то в жизни они необязательно узнаваемы, они могут проявляться как некие тенденции, как некие частности, но Верка Сердючка поможет их нам узнать в повседневной жизни, в серьезных, казалось бы, явлениях украинской политики. И в этом, собственно, и заключается ценность этого персонажа. Ну, а если вернуться к транснациональному успеху, связанному с национальным, то стране, конечно, нужны герои. Нужны украинские герои внутри Украины и украинские герои, востребованные за пределами Украины. Ну, так получилось, что именно этот герой, который воплощает собой некую реальность, о которой мы сейчас говорили, часто сквозь призму самоиронии — востребован. В то же время это говорит и о том, что других героев нет. Но не потому, что их нет вообще, а потому, что страна не ценит, не умеет создавать своих героев. И вот эта проблема тоже диагностируется популярностью Верки Сердючки.

P.S. Ясное дело, тема не исчерпана, а только обозначена. Мы планируем продолжить обсуждение психологического и культурного феномена Верки Сердючки. И надеемся, что наши читатели также выскажут свои мнения по этому поводу (самые интересные из них будут напечатаны в нашей газете). Мы также рассчитываем, что при чрезвычайно плотном графике Андрей Данилко найдет возможность дать интервью нашей газете и приглашаем его быть гостем «Дня».

Подготовили Владимир СОНЮК, Михаил МАЗУРИН, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ