Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Почему падаем?

Впервые с 1999 года ВВП снизился
14 сентября, 2005 - 20:49

Р еальный валовый внутренний продукт Украины в августе 2005 года снизился на 1,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, однако в целом за январь — август рост ВВП по отношению к аналогичному периоду прошлого года составил 2,8%. Так сообщает агентство Интерфакс-Украина со ссылкой на источник в правительстве и данные Государственного комитета статистики.

Это первое снижение ВВП, месяц к месяцу зафиксированное с 1999 года. Как сообщалось, рост реального ВВП в Украине после ускорения в марте 2005 года до 5,2% в апреле замедлился до 3,9%, в мае — до 3,6%, в июне — до 1,1%, а в июле вырос до 2,4%.

Правительство Украины, отправленное на прошлой неделе в отставку, снизило прогноз роста ВВП в текущем году с 8,2% до 6—6,5% при инфляции 9,8%. На 2006 год прогнозируется ускорение роста ВВП до 7% при снижении инфляции до 8,7%.

Но прогнозы прогнозами, однако вопрос, почему ВВП пошел на спад, остается открытым.

КОММЕНТАРИЙ

Валерий ЛИТВИЦКИЙ , руководитель группы советников главы Нацбанка Украины:

— Есть несколько факторов, которые повлияли на снижение темпов роста ВВП. Во-первых, в последнее время все прогнозы мировой экономики резко ухудшились. Во-вторых понятно, что в прошлом году экономика была перегретой, и к концу лета этого года это стало очевидным. В-третьих, нельзя снимать со счетов и ошибки, которые были допущены прежним правительством. Конечно, бюджет был хорош для человеческого фактора, однако усиление налогового пресса чревато для всей экономики. А об этом забыли. Однако в 2005 году еще возможно приостановить замедление темпов роста экономики Украины во избежание спада. Сейчас страна стоит перед новым вызовом — замедление роста ВВП приближается к границе, за которой может начаться спад. Вторая за последние шесть лет макроэкономическая анемия является более острой, чем в 2002 году. Ухудшение основного макропараметра уже в августе трансформировало рост совокупного дохода нации в режим фонового, остаточного (1—2%) с учетом того, что в среднем в 2000— 2004 гг. наблюдался ускоренный формат роста экономики — 8,3%. Нельзя исключать передстагнационной динамики в первые месяцы 2006 года, когда рост ВВП может оказаться на нулевом уровне. Инерционный потенциал, сформировавшийся в 2003—2004 гг., на протяжении последних двух месяцев практически исчерпан. Нисходящая фаза бизнес-цикла, начавшаяся в четвертом квартале 2004 года, была пролонгирована. И сейчас угол падения роста становится более острым. Неуверенности инвесторам и ослаблению доверия потребителям добавили ранний старт предвыборной кампании и правительственный кризис. Повышение мировых, а, соответственно, и отечественных цен на топливо уменьшают удельный вес валовой добавленной стоимости в структуре выпуска и дополнительно сдерживают рост ВВП.

Виталий МЕЛЬНИЧУК , вице-президент ОАО «Кинто» (компания по управлению активами):

— Немного некорректно сравнивать показатели роста ВВП августа этого года с показателями августа прошлого года. В каждый из месяцев могли быть запущены разные проекты, которые в том году могли закончиться, а в этом году продолжают работать. Гораздо правильнее говорить о сравнении показателей января — августа того и этого годов. В прошлом году показатели ВВП зависели от многих факторов, таких как невозвращенный НДС и различные несанкционированные выплаты. Неизвестно, а был ли мальчик? Действительно ли показатели ВВП того года были такими, как это заявлялось с трибун? Для того, чтобы оценить прошлый год, нужно отметить, что сумасшедшему росту ВВП не соответствовал рост доходов граждан. Доходы бюджетов тоже возросли непропорционально, и у меня возникал вопрос: а куда же делись деньги? В этом году ситуация, когда доходы в бюджет увеличились, доходы граждан тоже, а вот темпы ВВП ниже. Почему так получилось? К тому же необходимо видеть, что объем роста потребления электроэнергии практически совпадает с темпом роста ВВП, как, собственно, и должно быть. В прошлом же году показатели были абсолютно иными и разница между ними была существенна. Хочу добавить, что нельзя забывать, что наша экономика относится к типу переходных экономик. Поэтому вопросы макропоказателей не есть ключевыми. Намного важнее говорить о том, что падает инвестиционная привлекательность страны и ухудшается бизнес-климат. А если уж начали сравнивать ВВП, нужно внимательно оценить истинность всех данных.

Наталия ГУЗЕНКО, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ