В тендере, который объявило Министерство образования и науки Украины, участвуют Бориспольский автозавод, Черниговский автозавод, автомобильный завод «АнтоРус» (Херсон), «ВИДИ Юникомерс» (Киев) и Украинский автомобильный холдинг (Киев).
Программа Минобразования «Школьный автобус» действует у нас с 2003 года, и по нашим дорогам уже курсируют 1,5 тысячи автобусов с детьми. Но еще около 270 тысяч учеников, особенно в селах, где закрыли школы, страдают от того, что нечем добраться до соседней. Поэтому в снег, дождь — в любую погоду — ходят туда пешком. Больше всего страдают дети с ограниченными возможностями.
В этом году на программу «Школьный автобус» правительство выделило 70 миллионов гривен. По словам председателя тендерной комиссии, заместителя министра образования Александра Гребельника, в резерве есть еще десять миллионов гривен, но они станут доступны, только если Верховная Рада примет изменения в бюджет на этот го д. В общей сложности министерство планирует закупить 400 школьных автобусов: 200 маленьких (до 25 мест) и столько же больших (больше 25 мест). Кстати, цифра 400 — не окончательная, ведь Министерство не знает, будет ли ему достаточно предоставленных средств, а цена одного автобуса пока является коммерческой тайной. Сами же производители уверяют, что их автобусы — приблизительно одинаковой цены.
В предыдущие годы победителем конкурса на лучший школьный автобус становился Бориспольский автозавод — ныне около 450 его машин возят учеников на учебу... Анатолий Черный, заместитель директора предприятия по сбыту и маркетингу, заверил, что на качество их автобусов до сих пор никто не жаловался. К тому же, в этом году они совершенствовали ходовую часть, улучшили внутреннюю оснастку. Членам тендерной комиссии, осматривавшим автобусы, понравились практически все, поэтому они отметили, что определить победителя будет очень сложно. Среди замечаний к производителям — сделать в некоторых автобусах дополнительные перила и увеличить корзины для ранцев.
Владислав Лисица, первый заместитель генерального директора Херсонского завода «АнтоРус» уверяет, что их автобусы — это абсолютно новые модели и на 80% украинского производства. Они соответствуют всем требованиям, изготовлены на современном оборудовании и очень удобны и безопасны для школьников. «АвтоРус» представил два автобуса в соответствии с требованиями тендера и третий — показательный, отличающийся по размерам и цвету (автобус повышенной вместимости, изготовлен для школьников АР Крым).
Требования к школьным автобусам: мягкие места с высокими спинками и подголовниками, обязательные ремни безопасности, дополнительные перила, под сидением — корзины для ранцев, высота ступенек при входе, у водителя — устройство для голосовой связи с детьми. Кроме того, автобус должен иметь высокую подвеску (учитывая особенности сельских дорог) и небольшой расход горючего. По заверениям экспертов специальной комиссии Минобразования, только те школьные автобусы, которые максимально будут соответствовать установленным требованиям, будут возить школьников на учебу уже в нынешнем учебном году. Но, к сожалению, даже 400 автобусов — это слишком мало, чтобы все сельские дети вовремя попадали в школу. Многие — не дождутся...