«Укрзалізниця» в последнее время приложила много усилий для того, чтобы о ней регулярно, а не только в День железнодорожника вспоминала вся Украина. Почти ежедневно все отечественные СМИ оценивали два масштабных нововведения, вызвавшие множество противоречивых мнений как со стороны общественности, так и специалистов.
Введение именных билетов с 20 июля с.г. как средство борьбы со спекулянтами и перекупщиками билетов не оправдало себя и, наоборот, прибавило пассажирам множество лишних хлопот. Возле железнодорожных касс по-прежнему предлагают свои услуги вездесущие перекупщики, которых для проформы время от времени задерживает милиция и, заставив уплатить через суд штраф в размере 102 гривен, отпускает. Обязательность наличия документа, удостоверяющего личность, при посадке создала дополнительные возможности для расцвета денежных вымогательств со стороны проводников и бригадиров составов. А взять билет на поезд в «дефицитном» направлении дня за три-четыре по- прежнему невозможно. Правда, говорят, милиции стало легче ловить преступников. Но не слишком ли дорого расплачивается общество за сомнительное облегчение служебных обязанностей сотрудников правоохранительных органов?
Позже, дабы снять определенную раздраженность граждан по поводу именных билетов, а большей частью по поводу их вечного отсутствия в кассах продажи, «Укрзалізниця» решила сделать еще один радикальный шаг, призванный вызвать однозначное одобрение у солидной части украинского населения, имеющей детей до 16 лет. С 1 августа дети и подростки (а их около 10 млн.) могут пользоваться проездом в железнодорожном транспорте бесплатно (кроме, разумеется, спальных вагонов). Данный льготный проезд, как сообщило агентство УНИАН, ссылаясь на информацию «Укрзалізниці», будет действовать до конца этого года. В то же время первый заместитель начальника главного пассажирского управления «Укрзалізниці» Владимир Седляр передал слова гендиректора «Укрзалізниці», что бесплатные билеты для детей будут существовать до тех пор, «пока родители не будут иметь возможность сами платить» за них, сообщило агентство Интерфакс. Для обеспечения этих льгот предполагается выделение 200 млн. грн. за счет дохода «Укрзалізниці».
В этом свете интересными кажутся следующие данные вышеуказанного ведомства, предоставленные в первой половине июля на пресс- конференции министра транспорта Украины Леонида Костюченко. По данным «Укрзалізниці», рентабельность железнодорожных перевозок в целом составляет сегодня 0,61%, на обновление основных фондов направляется 10—15% от потребности. Степень изношенности основных фондов железнодорожного транспорта достигла 54%. Не выглядело ли бы более логичным при таких показателях направить средства дохода на обновление составов и хотя бы минимальное приближение качества услуг железнодорожного транспорта Украины к мировым стандартам?
За три дня до начала функционирования новых правил приобретения билетов, 17 июля, заместитель министра транспорта Аркадий Демиденко назвал решение Государственного департамента железнодорожного транспорта Украины («Укрзалізниці») по введению «именных» билетов «правомерным», сообщало агентство Интерфакс-Украина. По словам замминистра, организация имеет право принимать подобные решения. Соответственно, «Укрзалізниця» имеет также полное право сделать бесплатным проезд для детей, исходя лишь из собственных, а не общественных соображений. В пресс-службе Антимонопольного комитета Украины «Дню» сообщили, что вместе с некоторыми другими организациями «Укрзалізниця» является «естественным монополистом». То есть, «на этой железной дороге никакого другого конкурента пока что им нет и вряд ли будет». Соответственно, и ездить нам придется еще очень долго в грязных вагонах, с полчищами тараканов, невыносимой жарой летом и не менее невыносимым холодом зимой, в электричках с поломанными сидениями, бомжами и туалетной вонью.