Культ — слепое преклонение перед кем-либо или чем-либо.
(Краткий словарь иностранных слов)
Вы никогда не задумывались над тем, что главное благо в жизни — это свобода? Я имею в виду Свободу — с большой буквы «с».
Свободой нельзя пресытиться, потому что ее всегда не хватает. Несвобода проявляется по-разному. Это может быть депрессия, из которой трудно выбраться. Это может быть работа, которую делать не хочется, но надо. Либо отсутствие работы, когда хочется поработать. Несвободным себя чувствуешь, когда вечером, после веселья, ощущая некоторую затруднительную нетрезвость, на автопилоте волочишь ноги домой, а наутро неизбежно приходит господин Похмельный Синдром с кучей гостинцев, главный из которых — суперприз под названием «головная боль». И уж совсем несвободным себя чувствуешь, когда нет денег. Счастья они, конечно, не приносят, но без них (будем, товарищи, откровенны) погано.
Так вот, о культе. Мне кажется, культ — это то, что ограничивает нашу свободу, а точнее, главный ее компонент — свободу мысли. А ведь как раз мысли определяют поступки, а поступки определяют самого человека.
Я всегда думал, что культ кем-то выдуман для того, чтобы управлять людьми. Возьмем хотя бы культ вождей. Нация, слепо преклоняющаяся перед своим вождем, становится послушным орудием в его руках. Я бы подчеркнул слово «слепо». Культ — это именно слепое преклонение. Если отбросить слово «слепое», это будет уже не культ, что угодно — уважение, признание, авторитет, но не культ.
Вы можете подумать, что я сейчас копаюсь в истории. Ну, действительно, зачем нам говорить о культе? Мы ведь живем в XXI веке, мы люди свободные. Однако наша свобода — это кажущееся явление.
На самом деле, наше общество серьезно тяготит культ. Этот культ универсален. Его влияние на современного человека настолько сильно и изощренно, что люди не осознают той огромной психологической зависимости, которая навязывается им этим культом. Я говорю о культе Доллара, культе богатства и власти, культе «крутости» — названий ему множество, но под ними прячется одно и то же.
Подобная постановка вопроса может вызвать вполне обоснованные сомнения в наличии смысла. Может быть, некоторые заподозрят меня в праздном фи лософствовании.
Действительно, проблема стара как мир, но, как показывает жизнь, от этого она не стала менее острой. Форма меняется от эпохи к эпохе, но суть остается неизменной. Стремление к наживе овладевает подчас самыми благородными умами, во имя обогащения совершается зло, богатство и власть подминают под себя нравственность и мораль.
Вы можете возразить мне, что человек преклоняется перед богатством по собственной воле. Ну правильно! Ну конечно! Ведь все мы эгоисты! Каждый поступает так, как ему выгодно, ну а выгода измеряется деньгами. Все продумано, все рационально.
«Делай так, как тебе выгодно, зарабатывай деньги, и когда- нибудь ты станешь богатым и счастливым», — это нам постоянно твердят повсюду, открыто либо в завуалированной форме. В конце концов, это становится жизненным девизом для большинства. А таким большинством очень легко управлять. Этот тезис я хотел бы подчеркнуть особо, потому что в нем заключен, как мне кажется, глубокий смысл.
Ведь правда: легко воздействовать на человека, когда ты знаешь, что для него главное — деньги. Достаточно поманить его крупной купюрой, чуть-чуть приоткрыть ему дверь в сказочный мир богатства — и этот человек твой. Можешь делать с ним все, что хочешь. Он стерпит все, лишь бы попасть туда, в этот, как ему кажется, потрясающий мир. Вряд ли он, конечно, туда попадет. Кто ж его пустит! Но пусть стремится, пусть думает, что у него получится. Это будет та ниточка, за которую можно будет дергать. Эх! Как же тут не вспомнить символический образ куклы-марионетки! Только в данном случае речь идет о такой марионетке, которая не знает, что она марионетка: она наивно полагает, что действует по собственной воле.
Вот такое и получается у нас общество — легко управляемое.
Каждый считает себя пупом земли, таким себе эгоистом-индивидуалистом и при этом, наверное, думает, что вот, дескать, все тут вокруг глупые добряки, а он самый умный.
Тип человека нашей эпохи — это сноб-эгоист. Он считает себя лучше всех остальных, думает, что все должны любить его и вертеться вокруг него. Наивный! Вокруг-то все такие же. Каждый хочет, чтобы его любили, и не хочет любить сам (потому как это невыгодно).
Таким человеком поистине легко управлять. Ибо он предсказуем в своем эгоизме. В круг мотивов, определяющих его поведение, не входят такие неожиданные независимые параметры, как совесть, самопожертвование, преданность идеалу и т.д.
Другое дело — личность развитая, с широким кругозором, тонким внутренним миром. Такой человек куда опаснее: попробовать заставить его плясать под чужую дудку — это сплошная нервотрепка. Но таких людей как раз мало. Рынок таких людей не любит.
Рынок воспитывает потенциальных потребителей — легко поддающихся влиянию (той же рекламы, например), ограниченных, мыслящих поверхностно, характеризуемых в гораздо большей степени самовлюбленностью, нежели самоуважением.
Только вот одно маленькое «но». Как и всякий продукт массового производства, такой тип личности имеет свой дефект: человек-носитель этой личности не может быть счастливым. Как раз тут его эгоизм, который по теории Адама Смита является двигателем экономического прогресса, оказывается его же главной слабостью, ловушкой, из которой не выбраться. Сколько бы всего у него ни было, ему будет мало. Сколько бы его ни любили, он этого не оценит. Он любит только себя, другого человека он любить не в состоянии. Кроме того, его всю жизнь терзают сомнения, ибо, будучи лишенным добродетели, будучи неспособным по-настоящему любить кого-то, кроме себя, он с трудом поверит в добродетель и любовь других людей, даже если она действительно есть…
На этой эмоциональной ноте я, пожалуй, завершу свой сумбурный монолог, оставляя читателю право самому додумать и сделать выводы, как, впрочем, и признать все изложенное полным и безоговорочным бредом.
P.S. Да, кстати. Если вдруг у вас сейчас возник вопрос, к чему все это, смотрите начало — первый абзац.