Трагедия в Киевской средней школе № 304, как обычно, вызвала всплеск уже бессмысленной активности в структурах исполнительной власти. Минувшие выходные директора школ и детских садиков Киева вынуждены были провести на рабочих местах, дежуря «на всякий случай». Школы, в которых «вдруг» обнаружились предприятия-арендаторы, тщательно проверяются. Директоров и методистов на непрекращающихся собраниях стращают адовыми муками в случае «недосмотра». Руководители системы народного образования клянутся принять все меры, чтобы подобное не повторилось. Между тем есть основания подозревать официальных лиц в лицемерии.
Директора и методисты нескольких столичных школ и детских садиков при условии полной анонимности согласились рассказать автору о том, как и почему возникают ситуации, приводящие к подобным трагедиям.
Во-первых, за редким исключением, не может быть и речи о «произволе» директора учебного или дошкольного заведения. Система народного образования у нас с советских времен отличается жесточайшей централизацией и обилием контролирующих инстанций. Аренда, не аренда — но если не заручился согласием «сверху», можешь прощаться с должностью, особенно если дело касается платежеспособных арендаторов в лице коммерческих структур. Во-вторых, именно вышестоящие инстанции часто навязывают конкретных арендаторов, диктуя условия аренды и забирая себе практически всю арендную плату. Директор просто прикрывает собой негласную договоренность между чиновником из районо и предпринимателем, а в случае чего все шишки валятся на его, директора, голову (характерной чертой моих собеседников был некий фатализм по отношению к происходящему — «от нас ничего не зависит»...). Но и районо зачастую выступают лишь исполнителями воли районных администраций. Чиновник администрации может позвонить начальнику районо и «попросить» выделить помещение такой-то фирме. Излишне говорить, что отказаться от такого «предложения» невозможно.
Корни проблемы — не в халатности и уж тем более не в игнорировании правил пожарной безопасности. Отсутствие в стране эффективного самоуправления приводит к тому, что система образования (как и правоохранительные органы, медицинские учреждения и многое другое) не подотчетны территориальным общинам, которые фактически содержат их за счет местных бюджетов. Не случайно в свое время столько усилий было приложено для создания вертикали государственных администраций и переподчинения им всего, что представляет какую-либо ценность. Отчуждение жителей конкретной территории от возможности влиять на положение дел стало сутью местного самоуправления по-украински. Пока местные советы не получат реальную возможность влиять на кадровые и прочие вопросы деятельности организаций, находящихся на их балансе, трагедии, подобные недавнему взрыву в киевской школе, остаются весьма вероятными.
КСТАТИ
Как сообщили в Ленинградском районо столицы корреспонденту Наталье МЕЛЬНИК, по сути, вопросами сдачи в аренду помещений в школах и тому подобных учреждениях ведает специальная комиссия, действующая для этой цели в составе районных госадминистраций. В то же время заместитель главы Ленинградской райгосадминистрации Киева Александр Репа заявил, что информацией о наличии в школах помещений под аренду оперирует как раз районный отдел образования. По словам А. Репы, после обращения в вышеупомянутый отдел будущему арендатору предстоит дальнейшее согласование вопроса с директором «приглянувшейся» школы, и заключение арендного договора возможно только при его согласии. Арендная же плата централизованно поступает на спецсчет отдела образования — следовательно, в районный бюджет.