По данным экспертов Международной организации труда, в развивающихся странах около 250 миллионов детей в возрасте от 5 до 15 лет втянуты в экономическую деятельность, в экономически развитых странах эта цифра составляет 50 миллионов. Исследования, проведенные Украинским институтом социальных исследований при поддержке Международной организации труда в рамках программы ликвидации детского труда, дают основания утверждать, что проблема детского труда на сегодняшний день актуальна и для Украины, но недостаточно изучена и осмыслена.
Низкий уровень жизни, заработная плата, не отвечающая необходимым затратам, заставляет население искать дополнительных заработков. Это относится и к детям. В основном — из неполных и многодетных семей. В Украине средний возраст работающих детей составляет 12 лет, причем мальчиков почти в два раза больше, чем девочек. И работающих сельских детей в два раза больше, чем городских. Дети в селе традиционно с раннего возраста помогают старшим. А значительное ухудшение экономической ситуации в селе только укрепило эту традицию. Стремление к труду можно было бы поддерживать, поощрять, если бы не отсутствие «детских» норм труда. Ведь зачастую им приходится работать с утра до вечера. А если учесть, что по статистическим данным значительная часть сельских детей не посещает школу, то такой труд сложно назвать положительным.
Если в сельской местности детский труд в основном связан с работой на приусадебных участках и уходом за домашними животными, то город «своим» детям предлагает более разнообразные виды работ, которые в большинстве случаев небезопасны для здоровья и жизни. Наиболее распространенной формой занятости городских детей стала работа по найму, скажем у предпринимателей, деятельность которых связана с торговлей и предоставлением услуг. Причем дети, как правило, недостаточно ознакомлены с порядком и правилами трудоустройства, о чем свидетельствует тот факт, что в большинстве случаев условия работы и оплаты труда устанавливаются при устной договоренности между детьми и работодателем.
Также существует значительная часть коллективно работающих детей и «самозанятых». По отдельным экспертным оценкам и наблюдениям, среди работающих детей младше 13 лет — большинство втянуто в опасные и нежелательные формы труда, такие, как сексуальные услуги, торговля наркотиками, попрошайничество и воровство. Сюда можно добавить и такие «безобидные» формы занятости, как мытье машин, перепродажу вещей, сбор и реализацию металлолома. Причем начало трудовой деятельности детей, попадающих в приют, составляет 5 лет. По словам работников приютов для несовершеннолетних, дети, попадающие к ним — выходцы из неблагополучных, асоциальных семей, родители которых не обеспечивают их жизнь и нормальные условия развития. Дети, воспитываемые в таких семьях, должны самостоятельно беспокоиться о себе и вынуждены зарабатывать на самое необходимое — крышу над головой, одежду. Нетрудно догадаться, что таких родителей меньше всего беспокоит, каким способом их ребенок зарабатывает на жизнь.
Работники приютов убеждены, ссылаясь на собственный опыт, что попрошайничество, воровство, проституция деформирует моральные взгляды детей, негативно сказывается на их психическом развитии, вызывает деградацию, «запущенность» и отрицательно сказывается на физическом состоянии ребенка и его здоровья. Дети «улицы» сталкиваются с не наилучшими образцами человеческой жизни, поведения, с ненормативной лексикой, грубостью, неуважением, унижением. Однако практически никто из опрошенных детей не осознает вредного влияния такой работы на психику. Дети, работающие в барах, фотомоделями, предоставляющие «секс услуги», не считают свою работу вредной.
Это целиком закономерный результат, поскольку дети в таком возрасте не способны анализировать влияние работы на психическое развитие. Но, к сожалению, никто из опрашиваемых родителей не отметил негативное влияние работы на психику ребенка. Родители считают, что дети работают с целью получения денег на карманные расходы, и ничего плохого в этом нет. Однако четверть детей, работающих за деньги, инициаторами своего труда называют родителей. Если учесть, что работа большинства имеет физический характер (лишь единицы зарабатывают деньги, благодаря своим интеллектуальным способностям), и они не могут отказаться от зарабатывания денег даже в случаях, когда самочувствие не позволяет им работать, то очевидно, что для таких детей заработанные деньги не являются способом удовлетворения каких-либо детских прихотей, а скорее необходимым условием существования. Такая работа, как правило, является альтернативой образованию, треть работающих детей пренебрегают учебой ради денег. К тому же, очень часто их обязанности связаны с риском для здоровья (заправка машин, ночное время работы и др.) и требуют соблюдения хотя бы элементарных правил безопасности, что происходит далеко не всегда.
Описывая свои условия труда, каждый пятый ребенок отметил, что мерзнет и простуживается. Почти четверть очень устает и ощущает желание отдохнуть, 4 процента отметили, что им необходимо употреблять алкоголь как тонизирующее. Наиболее вредные условия труда, по мнению детей, у тех, кто моет машины, работает на торговых местах реализаторами, уборщиками, грузчиками, принимает стеклотару. Скажем, к мытью машин привлекаются, в основном, подростки 13-17 лет, которые работают на улице в любую погоду, 6-7 дней в неделю, по 5-7 часов в день. Оплата составляет в одних случаях до 100 гривен в месяц, в других до 20 гривен.
Существует мнение, что необходимо создавать рабочие места для детей с приемлемыми условиями труда, так как, по определению МОТ, труд, который способствует развитию ребенка как личности, и не вредит здоровью — заслуживает поддержки. Но реально ли в Украине с достаточно высоким уровнем безработицы создавать такие рабочие места? Не станет ли такое решение проблемы низко оплачиваемой «легализованной» эксплуатацией детской рабочей силы? Эти вопросы остаются открытыми на сегодняшний день.
Попытки решения проблемы искоренения детского труда в Украине уже сделаны. В частности, Украина ратифицировала 182 Конвенцию МОТ «О наихудших формах детского труда» и вошла в первые четыре десятка стран, присоединившихся к этой конвенции.