Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Политики больше, чем зерна

29 июля, 2003 - 00:00

Наблюдения за развитием «зернового кризиса» каждый раз подтверждают, что из плоскости экономической вопрос неуклонно продвигается в плоскость политическую. Недавние заявления премьер-министра Януковича о необходимости освобождения с должностей нескольких глав облгосадминистраций, а также нервная реакция на эти заявления руководителя Днепропетровской области Швеца ярко это подтверждают.

Начинать следует с того, что реальную картину положения на зерновом рынке страны составить очень непросто. Сколько реально требуется зерна для удовлетворения продовольственных потребностей страны, никто точно не знает, да и знать не может. Причина простая — выращивание зерновых и производство пищевых продуктов, без особой огласки этого в СМИ, стали серьезным бизнесом, развивающимся именно по законам бизнеса. Государство уже давно не беспокоится о том, сколько требуется стране, скажем, пива или масла. Упомянутых продуктов, так же, как и других, будет столько, сколько их смогут продать производители или сколько смогут купить потребители. Это же касается ценообразования на другие продовольственные товары, которые у нас на порядок дешевле, чем в том же Евросоюзе.

Недавняя попытка поднять на рынке панику в связи с возможным неурожаем, если не провалилась, то к задуманным последствиям не привела. Наши люди уже никогда не будут сушить сухари впрок. Экономика бесповоротно повернулась в сторону рынка, которому просто не ведомо такое понятие, как нехватка продовольствия. Безнадежно устарелыми выглядят и популистские заявления о «стратегическом» значении именно урожая зерновых культур и нереальных призывах кого-то там по этому поводу социально защитить.

О чем же тогда идет речь, откуда возник скандал, который никак не стихнет? Кажется, что речь идет о дальнейшем распределении и перераспределении зернового рынка в частности и продовольственного вообще. Низкие закупочные цены на первичном рынке делают этот сегмент рынка очень привлекательным для капиталовложений именно сейчас, пока диспропорции не ликвидированы. Пока соотношение стоимости продукции сельхозпроизводителя и к ценам на технику, горючее, удобрения остается таким, как сейчас, борьба за место на зерновом рынке будет очень жесткой. Именно отголосок этой борьбы, а не продовольственная безопасность страны выплескивается сейчас в СМИ в виде кадровых перестановок на высоком уровне и громких заявлений различных политических сил.

Следовательно, чтобы иметь реальную картину ситуации, следует рассматривать последствия неурожая зерновых культур в нескольких регионах для потребительского рынка отдельно от последствий этого же неурожая на перераспределение сил в ведомствах, определяющих аграрную политику страны. Кажется, что настоящий кризис существует именно здесь. Безусловно, все мы почувствуем со временем изменение в структуре потребительских цен, цена на продукты и дальше будет расти по сравнению с ценой на продукцию промышленности. Но это не будет следствием неурожая. Просто в отечественной экономике продолжаются структурные изменения, происходит окончательный переход к рыночным механизмам формирования потребительского рынка. В идеале этому механизму безразлично, кто конкретно руководит тем или иным министерством, той или иной областной администрацией. В нормальных странах даже изменение правительства или президента на судьбу потребителей влияет минимально. Во всяком случае, далеко не так, как представляют это отдельные отечественные аналитики.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ