Вчера Кабинет Министров договорился с крупнейшими нефтетрейдерами о стабилизации цен на бензин в Украине. «Мы провели совещание экспертно- аналитической группы, проанализировали ситуацию, и теперь можно говорить, что дальнейшего роста цен не будет», — заявил министр экономики Александр Шлапак. На его взгляд, главной причиной резкого подорожания топлива в июне стало увеличение в два раза экспортной пошлины со стороны России, а также повышение мировых цен на нефть. Российские добывающие компании очень чутко реагируют на любые ценовые колебания на внешних рынках, и для Украины, похоже, исключения делать не намерены. Цена нефти составляет до 70% конечной цены бензина. Кроме того, на стоимость нефтепродуктов в Украине повлияла договоренность между правительством и нефтетрейдерами о полной уплате налогов, в том числе и акцизного сбора. До недавнего времени большинство нефтетрейдеров через суды успешно добивались права не платить акциз, и лишь после подписания меморандума о сотрудничестве с Кабинетом Министров почти все крупные компании фактически на добровольных началах стали платить этот сбор.
Все перечисленные факторы, определяющие сегодняшние цены на бензин в Украине, имеют долгосрочный характер. Это дает повод прогнозировать фиксацию цен на нынешнем уровне как минимум до конца лета. Министр экономики Александр Шлапак вчера был, как всегда, оптимистичен и заявил, что нефть на мировых рынках, возможно, «пойдет вниз», и в таком случае уже в июле бензин в Украине подешевеет. Но напряженная ситуация на Ближнем Востоке и вокруг пока не дает оснований для значительного падения мировой цены.
По данным Кабмина, запасы нефтепродуктов в Украине превышают прошлогодние, так что дефицит топлива стране не грозит. И все же министр Шлапак признался, что сейчас на правительство оказывается серьезное давление с целью разрешить ввоз на льготных условиях более дешевого бензина из Беларуси. Минск является членом Таможенного союза, так что повышение Россией экспортных пошлин эту страну не коснулось. В итоге цена белорусского топлива сейчас на 15—20% ниже украинской. Завоз льготного бензина из Беларуси означал бы снижение цен в нашей стране. Понятно, что владельцы украинских нефтеперерабатывающих заводов на вчерашнем заседании экспертно-аналитического совета выступили категорически против этой идеи, поскольку это привело бы к дестабилизации рынка и нарушению уже сложившихся связей между производителями и продавцами нефтепродуктов. «Украинские НПЗ могут удовлетворить все потребности страны, так что открывать дорогу импорту было бы неправильно», — считает первый заместитель председателя правления компании «Лукойл-Украина» (Одесский НПЗ) Сергей Анронов.
И все же министр экономики Александр Шлапак не исключил, что разрешение на ввоз ограниченного объема нефтепродуктов из Беларуси будет дано. По словам министра, такое решение будет принято в случае дальнейшего повышения цен на нефтепродукты: «Мы выяснили, что экономических предпосылок для подорожания нет, но если оно произойдет под воздействием ажиотажа, мы будем вынуждены импортировать более дешевые нефтепродукты, чтобы стабилизировать ситуацию». Такой своеобразный шантаж, похоже, уже подействовал на крупные нефтяные компании. «Мы не имеем сети заправок, но постараемся договориться с покупателями нашего бензина о том, чтобы цена оставалась на нынешнем уровне», — пообещал генеральный директор компании «Укртатнафта-Центр» (Кременчугский НПЗ) Рустам Насыров. Он считает, что и правительство, и нефтетрейдеры сегодня заинтересованы в стабильном рынке, так что повышения цен ожидать не стоит.
И все же крупные операторы рынка уже заготовили «фигу в кармане», если ситуация будет развиваться по песимистическому сценарию. «Если правительство разрешит импорт, мы не будем платить налоги», — заявил глава правления компании «ТНК-Украина» (Лисичанский НПЗ) Александр Городецкий. При чем эти слова он сказал в присутствии министра Шлапака (Николая Азарова рядом не было). Говоря о возможной неуплате налогов, Городецкий, по-видимому, имел в виду не только снижение отчислений в госбюджет из-за падения объемов реализации продукции украинских НПЗ. Весьма прозрачно выглядела и мысль о возможности в судебном порядке доказать незаконность взимания акциза, который сейчас компаниями платится сугубо из гуманистических побуждений.
Такой взаимный шантаж, носящий публичный характер, похоже, может стать неплохим залогом для реальной стабильности рынка на ближайшие месяцы. Лоббисты, желающие заработать на льготном импорте, в отличие от собственников НПЗ, используют теневые рычаги влияния на власть. И эта разница, судя по всему, должна все-таки склонить руководство правительства к сотрудничеству с компаниями «Лукойл», «ТНК»», «Казахойл» и «Укртатнефть». Они, а также Дрогобычский и Надвирнянский заводы на сегодняшний день обеспечивают 95% потребностей страны в бензине. Остальные 5% приходится на импортеров, главным козырем которых стало наличие своих представителей в Верховной Раде, в свою очередь, имеющих связи в правительстве. Но по какому из двух сценариев не развивалась бы эта история, дальнейшее удорожание бензина украинским водителям, похоже, не грозит. Если, конечно, мировые цены на нефть не будут расти. Падение же цен может произойти в случае отмены Россией НДС на экспорт нефти в Украину. Переговоры об этом проведут правительства двух стран 21 июня в Харькове. Представители «ТНК» и «Лукойл» вчера пообещали, что постараются использовать для отмены НДС все свои лоббистские возможности в Кремле.