Резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, принятая после доклада мониторингового комитета, не содержала положения о применении санкций против Украины путем начала процедуры ее исключения из организации. Зато Украину очень внимательно заслушают на июньской части сессии ПАСЕ. Таким было то самое взвешенное решение, на которое надеялись и постоянный представитель Украины при СЕ Александр Чалый, и члены украинской делегации, и многие депутаты из других стран. Фактически это — отсрочка во времени, которая может оказаться последней
«Украинский вопрос» на вчерашнем заседании Парламентской Ассамблеи Совета Европы мог стать не просто вопросом дня, но и прецедентом. Слушался доклад Ганне Северинсен и Ренаты Вольвенд о выполнении Украиной своих обязательств. Один из предыдущих проектов резолюции по докладу содержал рекомендации в Совет Министров СЕ начать процедуру исключения Украины из рядов организации. Пикантности ситуации добавляло высказывание Верховной Радой недоверия правительству Виктора Ющенко — именно его сохранение часто откровенно выдвигалось представителями различных западных структур в качестве предпосылки поддержки Украины. О неоднозначности ситуации свидетельствовало и то, что голосование по «украинскому вопросу» было перенесено со вторника на вчерашний день.
В последнем проекте резолюции предлагалось начать внедрение санкций против Украины в том случае, если до июньского заседания ПАСЕ Киев не приведет доказательств выполнения своих обязательств — прежде всего, проведения правовой реформы, обещанной еще в течение 1996 года. Доклад мониторингового комитета критиковал Верховную Раду за затягивание правовых реформ, высказывал обеспокоенность состоянием свободы слова и прессы, действиями власти относительно оппозиции, ситуацией с соблюдением прав человека. Хотя и приветствовались решительные шаги украинского парламента, направленные на то, чтобы до июня, наконец, дать отчет об улучшении.
Вместе с тем, против исключения Украины выступила не только украинская делегация, что естественно — здесь совпали точки зрения и левых (председателя делегации Бориса Олийныка), и правых (представителя Руха Романа Зварыча). Против такого шага высказались и объединенные левые, и христианские демократы, и группа либералов. В конечном счете, и президент ПАСЕ лорд Рассел-Джонстон, и генеральный секретарь СЕ Вальтер Швиммер были убеждены, что «Украина останется в Европе».
Олийнык, как передает Интерфакс-Украина, согласился с критикой, но заявил при этом, что исключение Украины не будет содействовать демократии. Зварыч сказал, что в случае исключения, репутация Совета Европы будет подмочена. «Украина избрала Европу, — цитирует украинского депутата Интерфакс- Украина, — и мы бы хотели, чтобы Европа восприняла Украину со всеми ее недостатками и достоинствами».
Собственно, вопрос решался бы очень просто. Украина действительно не выполнила целого ряда обязательств и в течение последних нескольких месяцев поставила под большой вопрос демократичность своего развития. Но с другой стороны, исключение Украины из рядов общеевропейской организации значило бы в первую очередь потерю любой возможности, во всяком случае, диалога с украинскими властями и возможности влияния на ситуацию. Западная Европа, как и Соединенные Штаты не заинтересована в развитии Украины путем, проторенным Беларусью — это и говорилось без околичностей, и намекалось на многих конференциях, семинарах, встречах в последнее время.
Взвешенное решение, на которое надеялись и украинцы, и зарубежные симпатики страны, принято. Более того, украинской делегации удалось перевести в более конструктивное, на взгляд Киева, русло рассмотрение вопроса о финансировании достройки двух блоков ядерных АЭС — предыдущие рекомендации соответствующего комитета советовали кредитовать диверсификацию энергоснабжения Украины, но не достройку реакторов Хмельницкой и Ровенской АЭС. Но проблема в том, что оттягивать применение санкций больше уже, очевидно, не удастся. В июне уже будут требовать решительных доказательств того, что законодательство реформировано, демократизация общественной жизни идет полным путем, все политические силы участвуют на равных в общем процессе, права человека уважаются. Иначе — слова о европейском выборе можно будет просто забыть.