Проблема квалифицированного резерва существовала в нашем футболе всегда. Даже в союзные времена, когда юношеские и молодежные сборные страны становились чемпионами мира и Европы, мы были неудовлетворены квалификацией большинства молодых талантов. Ведь призы юношеских турниров — далеко не главное. Можно и без призов, но чтобы в ведущие клубы и сборную вовремя приходили игроки, способные стать «звездами». Кого могут предложить сегодня молодежная (до 21 года) и юношеская (до 20 лет) сборные в главную команду страны?
Именно этот вопрос автор задал тренеру обеих названных сборных Алексею Михайличенко на пресс-конференции на этой неделе. Тренер констатировал известное: пока что кандидатов в первую команду под его руководством нет. Именно поэтому постоянно ведется поиск новых исполнителей. По словам Михайличенко, в возрасте до 20 лет футболист может прогрессировать очень быстро, а может неожиданно остановиться в росте, навсегда оставшись среди тех, кто «подавал надежды».
Особое внимание нынешняя «сборная двадцатилетних» привлекает потому, что именно игроки 1985 года рождения должны дать ответ на то, оправдала ли себя примененная в ведущем клубе страны система футбольной «академии». Напомню, что термин этот появился пять лет назад, когда бывший игрок киевского «Динамо», а потом талантливый тренер Павел Яковенко привез на динамовскую базу группу юных футболистов, собранных из всего бывшего Союза. По документам мальчикам было по 15 лет, а по уровню игры они обещали вырасти в настоящих звезд. Уже в 16 лет «академики» играли в первенстве Киевской области среди взрослых, а в 17 дружно вошли в сборную Украины своего возраста. Гражданство нашей страны юным россиянам и белорусам оформили без проблем. Только с Артемом Милевским произошел небольшой международный скандал, но в конце концов белорусы прекратили «борьбу» за юношу, который решил стать украинцем.
Все шло нормально вплоть до прошлого года, когда лучшие «академики» должны были уже выступать за первую команду «Динамо», а сборная, составленная в основном из них же, сыграла в финальном турнире чемпионата Европы для 19-летних. Украинские юноши дошли «на Европе» до полуфинала, за что их дома назвали «бронзовыми призерами», несмотря на то, что никаких бронзовых наград на юношеском Евро-2004 не разыгрывалось. Этими воображаемыми наградами достижения многообещающих юношей практически и закончились. В основном составе «Динамо» ни один из «академиков» так и не сыграл. Призрачные шансы пробиться в команду, которая их воспитала, остались только у двух — Александра Алиева и упомянутого выше Артема Милевского. Да еще и тренер юношей Павел Яковенко неожиданно оставил прошлой осенью Украину, так и не объяснив причин своей отставки с должности тренера сборных Украины сразу двух возрастных групп. Так выполнил ли свою обещанную миссию первый состав динамовской «академии», учитывая, что набор в это заведение продолжается ежегодно?
Международная практика показывает, что даже один игрок для основного состава в год, подготовленный в клубе, — это хороший результат. Так же и юношеские, и молодежные сборные считаются таковыми, которые выполнили свою задачу, если дали хотя бы по одному игроку в национальную сборную.
У нас исторически сложилось по-другому. Юноши традиционно пробиваются «наверх» не по одному, а группами. Начиная с шестидесятых годов, когда киевляне Бышовец и Мунтян пришли в «Динамо», а потом в сборную в 19-летнем возрасте, и заканчивая «поколением Шевченко», которое составило костяк того же «Динамо» и сборной конца девяностых годов. Уже сейчас можно сказать, что воспитанники первой «академии» таким поколением не стали. Вряд ли этому помешали иностранцы, постоянно пополняющие составы ведущих клубов Украины.
Возьмем нашу главную команду, которая, по словам ее тренера Олега Блохина, имеет огромные проблемы с составом. За первую сборную Украины уверенно играют 21-летние Андрей Русол и Олег Гусев, попавшие в основной состав «Днепра» и «Динамо», минуя юношеские сборные. Или юноши так неожиданно «дозрели» до уровня сборной, или тренеры юношеских команд смотрели «не туда». В то же время Алексей Белик («Шахтер») и Сергей Матюхин («Днепр»), которые прошли через систему юношеско-молодежных сборных, остаются в сборной запасными.
Два последних напомнили юношескую сборную, которая в свое время была второй в Европе, однако ни одного игрока экстра-класса не вырастила. Так, может, прав Михайличенко, утверждающий, что для юношеских команд результат не всегда является главным? Конечно, мы все будем болеть за наших юношей, которым в июне придется играть в финале мирового чемпионата для 20-летних. В то же время мы увидим, правы ли селекционеры украинских клубов, которые отдают преимущество юным бразильцам перед воспитанниками собственных «академий».