Вчерашним утром главная улица страны напоминала о времени Майдана (только эпицентр народной акции на этот раз размещался у здания Киевсовета и горадминистрации). Как и пять лет тому назад, Крещатик был перекрыт, по обеим его сторонам выстроились автобусы, а остальная проезжая часть и тротуары заполнены людьми с флагами и транспарантами. Самую крупную протестную депутацию, судя по оформлению, выставил БЮТ. Примерно столько же людей собрали перед мэрией профсоюзы. Немало было также флагов Компартии. Стяги с пчелами принесла на Крещатик «Реформы и порядок».
Протестный накал был не меньший, чем когда-то на Майдане, и в толпе можно было услышать даже фразы о том, что, мол, хорошо бы иметь не только флаги, но и оружие, а также сетования на то, что когда такая акция проходит в Париже, то «после нее все вокруг горит». Вот уж такой опыт нам ни к чему! Впрочем, дальше отдельных разговоров дело, конечно, не пошло: все было вполне мирно и цивилизованно.
Ораторы с мегафонами разъясняли суть предъявляемых городским властям требований (это, в основном, требования не повышать тарифы ЖКХ и сберечь в столице бесплатную медицину), а митингующие время от времени панибратски скандировали: «Леня, выйди к народу!» Народ проигнорировали, не выслушали.
Увы, столичный мэр Леонид Черновецкий был занят — в этот день Киевсовет верстал бюджет города. Доходная часть планировалась на уровне 15,6 миллиарда гривен, а расходная, на первый взгляд, тоже нарисовалась, как говорят бухгалтеры, «вся в ажуре» и была на 15 миллионов меньше. Доходы происходили, естественно, от налогов (11,4 млрд., в том числе почти 10 млрд. с зарплаты и других доходов киевлян). Еще 1,2 миллиарда, по замыслу городских чиновников, принесет продажа киевской земли.
Именно эта внешне вполне благополучная смета и вызвала протесты киевлян, требовавших от мэрии «не латать бюджетные дыры за счет работающих». Аналогичное требование выдвигали и представители малого и среднего бизнеса, для которого мэр настойчиво, четырежды обходя указы Президента страны, вводил новые, намного повышенные тарифы на жилищно-коммунальные услуги, а также на аренду помещений. Учителя, медики, работники жилищно-коммунального хозяйства обеспокоены, с одной стороны, резким ростом жилищно-коммунальных тарифов для населения, а с другой — снижением своего жизненного уровня из-за отмены различных надбавок и премий. «Мы не выживем на тот «голый вассер», который мэр нам платит за тяжелый труд», — сказала «Дню» медсестра одной из киевских больниц, не пожелав представиться.
На плакатах, выставленных киевлянами под окнами мэрии, лозунги: «Депутаты Киевсовета! Не допустите развала столичной медицины», «Работающий человек не должен быть бедным», «Достойную зарплату работникам ЖКХ», «Город — это мы, а не ЗАО «Черновецкий и Ко».
На помощь Черновецкому не пришла ни «Наша Украина», под знаменами которой он стал киевским градоначальником, ни его «любимые бабушки» (впрочем, не исключено, что мэр и его окружение на днях соберет из них свой митинг). По-человечески Черновецкого даже как-то жалко — оказаться в изоляции в трехмиллионном городе — такому не позавидуешь. Но, как говорится, поделом. Мэр не может быть популистом. Он должен в равной степени заботиться обо всех своих земляках и об их комфорте. А наш Черновецкий решил соревноваться в пиар-мастерстве с самой Юлией Тимошенко, да еще и главу Секретариата Президента Виктора Балогу обидел, обвинив его в том, что тот наговаривает на него Президенту. Напрасно. Если Черновецкого снять, то рейтинг Президента в столице мог бы подняться. Но, опять таки, делать это нужно было раньше.