Завтра в швейцарском Давосе завершается очередной Всемирный экономический форум. В прошлом году это мероприятие стало сценой одного из первых зарубежных триумфов Виктора Ющенко как новоизбранного Президента Украины. Тогда он выступил тут с речью об основных направлениях развития государства. Но прогнозы о стремительном поступлении в нашу страну иностранных инвестиций не подтвердились. В этом году ни главы государства, ни премьер-министра в Давосе нет. Как известно, Виктор Ющенко на днях занемог.
Президент послал участникам форума поздравительную телеграмму, в которой заявил, что за последний год в Украине произошли кардинальные изменения, в частности в сфере бизнеса. «Нынешняя власть создала цивилизованные условия... Снижены импортные пошлины, усилена борьба с контрабандой, упразднены многочисленные бюрократические преграды в отношениях власть — бизнес. Предпринимательство выходит из тени, государство дает зеленый свет честной конкуренции», — цитирует телеграмму Президента его пресс-служба. В результате таких шагов в Украине улучшился инвестиционный климат, считает глава государства. «Яркий пример тому — открытый аукцион по продаже «Криворожстали», — говорится в заявлении. «Украина доказала, что является надежным элементом системы энергетической безопасности Европы. Она и далее будет стабильным и прогнозируемым транзитером энергоносителей», — написал Президент. Он также заверил, что будет уделять особое внимание работе с иностранными инвесторами.
Приглашение участвовать в форуме получил министр экономики Арсений Яценюк. Но «прозрачность» информации об украинском участии в Давосе сначала напоминала традиции «сурового кучмизма». В четверг Постоянное представительство Украины при отделении ООН и других международных организациях в Женеве заявляло, что не может сообщить о составе украинской делегации, и настоятельно советовало журналистам обращаться за информацией в пресс-службу Минэкономики. Работники же последней никак не могли сообщить «Дню», поедет ли их шеф в Давос, и просили «перезвонить позже», пока вчера на сайте Минэкономики не появилось сообщение, что Яценюк все же выступит перед участниками форума. Из украинского бизнеса на форуме традиционно «пиарится» лишь корпорация «Интерпайп» с народным депутатом Виктором Пинчуком. С определенной натяжкой к числу «украинцев» в Давосе можно зачислить и магната, купившего бывшую пинчуковскую «Криворожсталь», — главу компании Mittal Steel индуса Лакшми Миттала.
Об Украине на форуме также упоминают в контексте тем «Поворачивается ли Россия на Восток?» и «Россия и мир: сценарии до 2025 года». Представители мировой экономической и политической элиты обсуждают причины и последствия газового конфликта между Москвой и Киевом.
Джордж Сорос заявил, что использование Россией статуса газового экспортера в политических целях должно стать сигналом для Европы, чья зависимость от российских энергоносителей и дальше увеличивается. Польша пытается убедить ЕС в необходимости проводить общую энергетическую политику, к которой Варшава также хотела бы привлечь Украину, Грузию и Молдову — именно те страны, на которые Москва оказывает газовое давление. Неформальное название альянса, в последнее время фигурирующее в прессе, — «Энергетическое НАТО». Сами поляки стремятся диверсифицировать источники энергоносителей, в частности, за счет сотрудничества с Норвегией. Как сообщает International Herald Tribune, Варшаве есть о чем волноваться как в будущем, так и прямо сейчас: в последние дни поступление газа для химической промышленности страны сократились на треть.
В целом в Давосе собралось около 2340 представителей 89 стран мира, среди которых 15 глав государств, а также звезды шоу-бизнеса, в частности, рокер Боно, дизайнер Джорджио Армани, актеры Брэд Питт и Анджелина Джоли — они приехали обсудить проекты по борьбе со СПИДом, туберкулезом, малярией, помощь беженцам и тому подобное. Основные же темы дискуссий отражают современные приоритеты глобализованного мира: Китай и Индия все больше приобретают вес в экономике, стремительно растет их население, поэтому и приковано к ним внимание экономических и политических элит, яркие представители которых сейчас общаются в швейцарских горах. Обсуждают на форуме также повышение цен на нефть, ядерные амбиции Ирана и множество других вопросов. «Всемирный экономический форум в Давосе — это форма неформального общения мировой экономической и политической элиты, очень важная для того, чтобы, в первую очередь, установить хорошие личные отношения, — сказал в беседе с корреспондентом «Дня» директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь БУРАКОВСКИЙ. — Идея форума заключается в том, чтобы в общении со своими коллегами понять общие, системные вещи, которые могут повлиять не только на мир в целом, но и на конкретный бизнес. За кулисами этого форума проходят очень насыщенные консультации, проясняются позиции тех или иных стран. В конце концов, здесь можно договариваться о будущих союзах, которые будут реализованы, например, в рамках международных организаций. Понятно, что каждый находит себе «окно» по интересам, понятно, что для многих это форма самореализации — потусоваться среди сильных мира сего. Давос — также форма общения для тех, кто пытается стать членом элитарного клуба. Участие в форуме хоть и не дает немедленных экономических дивидендов, наподобие конкретных контрактов, но респектабельность и известность в таких кругах является одним из элементов высокой политической и бизнесовой значимости».
Некоторые представители украинской оппозиции набросились на власть из-за, как они считают, ненадлежащего внимания к давосскому форуму. Мол, это вредит имиджу государства, мы пренебрегаем отличным поводом для проведения переговоров... Позиция Игоря Бураковского одновременно и более сдержанная, и отображает более глубокую критику. «Участие во Всемирном экономическом форуме нельзя сравнить, условно говоря, ни с уроком, ни с походом в кино. Если мы вылетаем в Давос, то, очевидно, с определенной миссией: не просто выступить, а реализовать определенные наработки, — отмечает эксперт. — Например, для Ангелы Меркель выступление на форуме было очень важно для того, чтобы показать себя как женщину-бундесканцлера и объявить направления деятельности нового немецкого правительства. В прошлом году Украина рассматривалась мировым сообществом как чрезвычайно интересный феномен демократического преобразования, без гражданской войны, в очень большой стране на европейском континенте. России традиционно уделяется большое внимание: понятно, что сегодня это один из самых крупных политических игроков, страна, председательствующая сейчас в «большой восьмерке»... Такое «неравное» участие Украины, очевидно, просто объясняется тем, что у нас нет определенной понятной стратегии: нужно не время от времени ездить на Запад и кататься там на лыжах, а делать последовательные шаги. Приезжать туда с определенными мессиджами, причем мессиджи просто о том, что «мы хотим быть там-то и там-то» — это уже не тот уровень. Давос — это форма общения, нуждающаяся в определенной подготовке и, в хорошем смысле этого слова, образованности. Очевидно, мы пока не вышли на такой уровень».
Как известно, в течение прошлого года Украина пыталась посылать Западу — как политическому, так и бизнесовому — четкие сигналы. В июне, ради того, чтобы привлечь инвесторов, в Киеве прошел форум бизнесменов и политиков, называвшийся «мини-Давосом». В то же время некоторые участники той встречи, представители мировой элиты, например помощник Генерального секретаря ООН Кальман Мижей, отмечали, что их советы, в частности, рекомендации комиссии «Голубая лента», украинское руководство не спешит учитывать. Хотя, тогда шла речь о социально-популистской деятельности правительства Тимошенко, реприватизации и тому подобное. Впоследствии в Украине сменилось правительство, однако изменилось ли отношение к советам западных экспертов? Или же критика здесь неуместна, ведь каждое государство, в том числе и Украина, должно идти собственным путем и не обязано выполнять все рекомендации из-за рубежа? «В общем это тема отдельной беседы, насколько рекомендации экспертов выполняются политиками, и что следует сделать, чтобы именно рекомендации нормальных экспертов выполнялись нормальными политиками, потому что и в экспертной, и в политической среде, к сожалению, есть очень разные люди. Я сам был членом рабочей группы комиссии «Голубая лента», которую инициировал Кальман Мижей, готовил раздел, посвященный международной экономической интеграции Украины, — рассказал Игорь Бураковский. — Тогда мы все отлично понимали, что Ющенко и команда в основном израсходовали свои усилия на победу оранжевой революции. Эта команда пришла без каких-то серьезных наработок для того, чтобы непосредственно с первого дня начать заниматься реформами и соответствующими изменениями. Возможно, у них и были определенные планы и желания, но мы в течение нескольких месяцев наблюдали за тем, как трудно шел процесс формирования министерств и ведомств, очень тяжело принимались решения. Поэтому такой документ был нужен: комиссия «Голубой ленты» задавала определенные параметры видения того, что следовало бы делать сразу, а что можно было рассматривать в более системном плане. Часть рекомендаций «Голубой ленты», в частности, по вопросам международной экономической интеграции, в принципе была реализована. Речь идет о получении от Европейского Союза статуса страны с рыночной экономикой, о дальнейшем продвижении к вступлению в ВТО, о поддержке идеи создания зоны свободной торговли с ЕС, и с другой стороны — невыходе за пределы зоны свободной торговли в системе Единого экономического пространства. По другим разделам многие шаги не были реализованы, но на это были и субъективные, и объективные причины. У нас были, фактически, два правительства со всеми соответствующими последствиями, а традиционная проблема украинских правительств заключается в том, что у нас отсутствует политическая наследственность».