Более чем полгода, с 15 ноября, когда правительство отменило постановление о назначении членов наблюдательного совета НАК «Нафтогаз Украины», эта крупнейшая украинская государственная компания в нарушение всех законов работала практически без государственного надзора. И лишь во вторник министр топлива и энергетики представил аппарату «Нафтогаза Украины» новых руководителей компании — председателя наблюдательного совета Алексея Ивченко (только недавно сделавшего выбор между работой в качестве главы этой компании и депутатским креслом) и председателя правления Александра Болкисева.
Что подвигло правительство на то, чтобы принять решение об этих назначениях именно теперь, когда появились надежды на то, что у коалиционного процесса когда-нибудь будет конец? Похоже, нынешнее, по сути, нашеукраинское правительство очень сильно побаивается, что БЮТ, идущий к власти на всех своих белых с красными сердечками парусах (а «Нафтогаз», согласно коалиционному соглашению, квота этого блока), сумеет с помощью контроля над газовым монополистом взять в свои руки все финансовые потоки страны... В политическом смысле это равнозначно победе Юлии Тимошенко на будущих президентских выборах (ее клятвы о том, что она ни в коем случае не будет в них участвовать, никто в стране не воспринимает всерьез). Так что правительство было вынуждено, как бывало уже не раз, действовать не по закону, а все еще руководствуясь революционной целесообразностью. Естественно, честный от природы премьер Юрий Ехануров, которого, по-видимому, вынудили принять такое, прямо скажем, неэтичное по отношению к партнерам по демократической коалиции решение, чувствовал себя несколько не в своей тарелке, когда объяснял журналистам причины назначения народного депутата Ивченко главой нефтегазовых наблюдателей. Отвечая на прямой вопрос о том, почему на эту должность назначен Ивченко, глава правительства подчеркнул, что такое решение было принято в связи с представлением его кандидатуры на эту должность Министерством топлива и энергетики. И это уже просто смешно: министерство, оказывается, теперь диктует правительству кадровую политику в отношении должностей, которые не по официальным ранжирам, конечно, а по их весомости для страны, весят куда больше, чем должности любых других государственных чиновников. Не случайно же Ивченко, еще ни официально, ни словесно не отказавшийся от депутатского мандата, явился на представление коллективу компании, который его, конечно же, хорошо знает. Интрига с главным наковским наблюдателем, по-видимому, будет долгоиграющей...
Но самому Ивченко надо отдать должное за мужество. Всем, кому известны его отношения с Юлией Тимошенко, делающей последние примерки премьерского кресла, понятно, что ждет его впереди. И мало кто в этих условиях посоветует ему отдавать мандат. Разве что это мог сделать Президент, обеспокоенный намерением Тимошенко пересмотреть украинско-российские газовые соглашения, подписанные в январе 2005 года и пока худо-бедно обеспечивающие страну газом, не слишком дорогим по европейским понятиям. Какие гарантии при этом получил Ивченко от гаранта Конституции?
Комментируя по просьбе «Дня» ситуацию с назначением главы НС «Нафтогаза Украины», председатель правления альянса «Новая энергия Украины» Валерий Боровик отметил: «Все проблемы, которые у нас сегодня есть с газом, вся та непрозрачная система, сложившаяся в газовых отношениях, является результатом работы бывшего руководства НАКа. И очень удивляет, почему так поспешно, до назначения нового Кабинета Министров, было сделано это назначение, которое прошло только со второй попытки. По меньшей мере, такое решение некорректно».
Кроме того, вчера глава альянса «Новая энергия Украины» обвинил правительство и государство в том, что оно фактически монопольно, не честно, переложило свою неумелую политику в сфере газа и жилищно-коммунального хозяйства, нереформированного ни за 15 лет независимости, ни за последние полтора года, на плечи потребителей.
«Расчеты альянса «Новая энергия Украины» свидетельствуют: плата за потребленные энергоресурсы и услуги превышает стоимость поставленных ресурсов более, чем в 2,5 раза... Плата за потребленные ресурсы и услуги в 2004 году равнялась 79,03 млрд. грн., при объемах поставки выбранных первичных и вторичных ресурсов и услуг 30,97 млрд. грн., то есть более чем в два раза», — сообщил Боровик журналистам. Повышение газовых тарифов (на 85%) он назвал «нечестным», а методологию формирования тарифов «некорректной». «В Украине сложилась тенденция двух противоположных полюсов: одни, в основном, власть имущие, говорят, что мы никуда не денемся, и тарифы необходимо повышать, иначе мы убьем жилищно- коммунальную сферу, другие говорят о том, чтобы субсидировать повышение тарифов за счет государства. Мы предлагаем третий вариант — создать единую государственную систему мониторинга энергоресурсов, более того, создать отдельное государственное предприятие», — заявил Боровик.
Скорее всего, государство и правительство не услышат и попросту замолчат предъявленные им обвинения. Что касается государственного предприятия по мониторингу первичных и вторичных энергоресурсов, которое предлагается создать, то его, скорее всего, утопят при разделе бюджетного пирога. Кому нужен этот контроль, когда в условиях распада системы, как говорил один классик, всегда найдутся люди, знающие как обогатиться?