Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Правительство возьмется за финансовую безопасность

Минфин вот уже в третий раз не смог продать ОВГЗ: покупателей нет, а процентные ставки, предлагаемые рынком, непосильно высоки для государства
7 июля, 2011 - 20:37

На последнем заседании Кабинет Министров рассмотрел концепцию обеспечения национальной безопасности Украины в финансовой сфере. О концепции рассказывал министр финансов Федор Ярошенко. Вынесение этого вопроса на рассмотрение правительства можно назвать достаточно примечательным, ввиду того факта, что Минфин вот уже в третий раз не смог продать облигацию внутригосударственных займов (ОВГЗ). Согласно сообщению пресс-службы ведомства, министерство считает завышенными предложенные 8% годовых по трехмесячным облигациям, 8,35% — по девятимесячным и 9,4% годовых — по двухгодичным. Впрочем, количество тех, кто предлагает Минфину «неудобные» проценты все время уменьшается. Так, спрос на аукционах ОВГЗ снизился по сравнению с аукционами двухнедельной давности в 2,1 раза — до 760 миллионов гривен. Всего на последние аукционы было подано восемь заявок, а на предыдущие — семь. Поэтому планы правительства в 2011 году разместить ОВГЗ на сумму 45,6 миллиарда гривен пока что кажутся призрачными. На дворе 8 июля, фактически полугодовой рубеж пройден, а облигаций государству удалось продать лишь на 18,1 миллиарда гривен, еще на 12,5 миллиарда гривен — в рамках капитализации НАК «Нафтогаз України» и подконтрольных государству банков.

Почему ОВГЗ так с трудом продаются? Ответ на этот вопрос официально ни Минфин ни Кабинет Министров не дает. Возможно, низкий и «неудобный» для государства спрос объясняется потерей доверия со стороны покупателя. Последний заинтересован максимально оградить себя и свои средства от риска их невозвращения, а финансовая ситуация в государстве, как видно из многочисленных последних сообщений, оставляет много открытых вопросов.

Так, за текущий год Украине в счет погашения и обслуживания долга необходимо выплатить 10,479 миллиарда долларов, в 2012 году — 7,351 миллиарда долларов. По сравнению с проспектом эмиссии облигации страны предыдущего выпуска в конце февраля 2011 года, оценка платежей в этом году увеличена на 419 миллионов долларов, или 4,2%, а в следующем — на 644 миллиона долларов, или 9,6%.

А в соответствии с последним сообщением Национального банка Украины, обнародованном на официальном сайте ведомства, наш валовой внешний долг в январе — марте этого года вырос на 2,7% (или на 3,1 миллиарда долларов) — до 120,5 миллиардов долларов, и составляет сегодня 84,1% валового внутреннего продукта (ВВП) государства. Согласно сообщению, за счет операций платежного баланса в 1-м квартале 2011 года объем внешнего долга Украины увеличился на 2 миллиарда долларов. В свою очередь, курсовые разницы и другие изменения увеличили объем долга еще на 1,1 миллиарда долларов.

В 1-м квартале 2011 года правительство разместило облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) на 1,6 миллиарда долларов США, часть из которых была использована на плановое погашение ОВГЗ, выпущенных еще в 2004 году на 600 миллионов долларов. Инвестиции нерезидентов в облигации внутреннего государственного займа сократились на 261 миллион долларов. А обязательства органов денежно-кредитной регуляции по кредитам МВФ увеличились за отчетный квартал на 0,2 миллиарда долларов за счет изменения курса специальных прав заимствований.

Как отмечает начальник отдела анализа финансовых рынков ING Банка Украина Александр Печерицын, такой рост украинского долга не оказался неожиданностью для рынка. Как следует из его материала в «Экономической правде», активная долговая политика правительства, а также намерения негосударственного сектора относительно продления внешних займов были полностью очевидными факторами такой ситуации.

При этом, считает Печерицын, следует отметить, что рост долга в основном приходится на государственный сектор. «В частности, государственный внешний долг вырос в квартальном исчислении на 4% после выпуска суверенных еврооблигаций на сумму в 1,5 миллиарда долларов», — отметил он.

«Мы, как и раньше, считаем, что сегодняшний уровень валового внутреннего долга и его роста не угрожают экономической стабильности как минимум в среднесрочной перспективе, поскольку его уровень относительно ВВП является умеренным, тогда как значительный объем валютных резервов НБУ полностью покрывает реальный объем внешнего долга, который должен быть выплачен на протяжении года», — убежден эксперт.

Верят в финансовую стабильность Украины и в Международном валютном фонде. Как недавно заявил председатель представительства МВФ в Украине Макс Альер, учреждение, на которое он работает, оценивает уровень госдолга Украины как приемлемый. «Дефолт, о котором говорили, не состоялся. Это произошло благодаря надлежащей политике. Если вы посмотрите на рейтинги, они говорят о двух моментах — возможности и решительности платить по внешнему долгу. В плане госдолга Украины я бы сказал, что он увеличился значительно за последние два года, но не настолько высоко, где-то 40% ВВП. Я не вижу здесь причины для дефолта», — сказал он.

Однако в мире уже появились достаточно серьезные аргументы, которые позволяют аргументированно сомневаться в аргументах вышеупомянутых экспертов. Так, недавно одно из самых авторитетных изданий мира — журнал «Форбс» — отнес украинскую экономику к пятерке наихудших в мире. Соседями Украины в рейтинге оказались Гвинея, она на третьем месте, и Ямайка — на пятом. В десятке аутсайдеров разместились также Мадагаскар (первое место), Армения (второе место), Венесуэла (шестое), Киргизстан (седьмое), Свазиленд (восьмое), Никарагуа (девятое) и Иран (десятое место). Стоит подчеркнуть, что в прошлом году Украины в первой десятке рейтинга не было.

«Форбс» объяснил украинское падение словами Государственного департамента США: «Сложные законы и регуляции, плохое корпоративное управление, слабое применение договорного права в судах и, особенно, коррупция». Авторы рейтинга издания отмечают, что «Украина имеет богатые сельскохозяйственные угодья и щедрые минеральные ресурсы и могла бы стать ведущей европейской экономикой, однако ВВП на душу населения далеко позади даже таких стран, как Сербия и Болгария».

Между тем, украинцы падение отечественной экономики связывают с общественно-политическими моментами. Мол, реформы, обещанные правительством, не воспринимаются обществом, а, следовательно, темпы роста народного хозяйства за последний год значительно ухудшились. Неэффективность же реформ Кабинета Министров Украины, по мнению экспертов, предопределена отсутствием диалога между властью и обществом. Именно такой вывод можно сделать из результатов исследования «Реформы в Украине: анализ деятельности правительства Азарова», проведенного недавно Агентством моделирования ситуаций.

Согласно выводам исследования, методы и инструменты, используемые для проведения реформ, а также основные направления реформирования непонятны населению, а потому встречают с его стороны сопротивления. «Главная проблема правительства — неумение объяснить гражданам выгоды, которые могут предоставить те или иные изменения в государстве», — отметил заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий. По его мнению, при таких условиях Украина может превратиться в страну третьего мира, ведь она еще и до сих пор остается «постсоветским государством с постсоциалистической экономикой».

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ