Первый раз День Победы широко и всенародно отмечали в 1965 году. Страна, восстав из пепла и руин, пройдя через сталинские лагеря, вспомнила о своих героях. Мы, новоиспеченные пионеры, поздравляли фронтовиков на торжественном заседании в театре. Но мои восторги по поводу героизма разбивались о печальные улыбки родителей:
— Ага, героизм — за счет человеческих жизней. Ты знаешь, почему твой дед пропал без вести? Потому что под Оршей, например, красноармейцев отправляли на верную смерть — с одной винтовкой на десятерых!
О войне родители рассказывали совсем не так, как в книгах и фильмах.
— 23 июня 1941 г.(!) в Иркутском авиационном училище уже висел плакат «Родина-мать зовет» (правы, наверное, те, кто считает, что Сталин готовился первым напасть на Германию), — это отец.
— Летом 1942 года сотни тысяч красноармейцев попали в окружение под Харьковом, их заставляли копать себе могилу и расстреливали, а я зашила комсомольский билет в сапог, поменяла обмундирование на ситцевое платье и пошла пешком на Черниговщину, — это мама. После войны, когда она поступала в институт, спасенного такой ценой билета у нее и не оказалось, и ее не зачислили.
Героизма, по их словам, никакого не было. Разве спасать раненых под бомбежкой или, если подбивали самолет, а парашют всего один (такова норма), то летчик погибал вместе с механиком и стрелком-радистом, пытаясь посадить машину — это героизм?
Поражало их другое:
— Когда мы прилетели из Чехословакии, где на лицах и одежде абсолютно всех лежал отпечаток пристойной бедности, прилично одетые господа украдкой собирали окурки, при этом угощали табаком нас, освободителей (а не оккупантов, как в 68-м году). А в Москве поразил контраст между откормленными физиономиями «упакованных» начальников и изможденными лицами бедно одетого народа.
Как потом оказалось, победу у ее настоящих авторов украли. Так же, как веру в лучшую жизнь и надежду на переустройство общества. А тех, кто волею судьбы выйдя из- за «железного занавеса», посмотрел на чужую жизнь и сделал «не те» выводы, ожидали Колыма и Мордовия...
Правда о войне появилась позже, в книгах Виктора Некрасова, Василя Быкова, фильмах Ларисы Шепитько.
Если вам скажут, что настоящие участники войны — это только те, кто постоянно заседает в советах ветеранов, ходит на митинги компартии, с ностальгией вспоминает Сталина и с умилением рукоплещет нынешнему руководству страны, благодаря за 20 гривен ко Дню Победы, — не верьте.
СПРАВКА «Дня»
Накануне войны вклад Украины в экономику СССР выглядел следующим образом (в %): 50,5 угля, 64,7 чугуна, 48,8 стали, 67,6 железной руды, 25,7 электроэнергии, 73,0 сахара, 20,0 мяса, 20,0 товарного хлеба.
Эвакуированы в восточные районы СССР 3,5 млн. человек населения, 550 заводов (30%), сотни колхозов, совхозов и МТС, Академия наук Украины, две киностудии, на базе которых возникли «Ташкентфильм» и «Казахфильм», театры, вузы. Имущество из-за Урала не возвращено.
В 1941 году на фронт мобилизованы более 2 млн. человек, 200 тысяч из них — добровольцы. В 1943—1945 годы — еще 2 млн. человек. А вся численность Красной Армии составляла в 1944 году 6,2 млн. человек, то есть 30% составляли украинцы. В партизанских отрядах воевали 48 тыс. человек.
На территории Украины в 1944-45-х годах произведено: 4748 тонн железной руды, 47348 тыс. тонн угля, 1869 тыс. тонн стали, 1332 тыс. тонн проката, 4395 млн. кВт/час электроэнергии, 825 млн. пудов хлеба. Населением добровольно перечислено в фонд обороны 859 млн. руб.
В Украине было разрушено 720 городов и городков, 28 тысяч сел (42% от общего количества разрушенных населенных пунктов в СССР).
Материальные потери оцениваются от 550 млрд. до 1,2 трлн. руб., то есть 30% всего национального богатства Украины.
Уничтожено и разгромлено 16 тысяч предприятий, до 33 тысяч колхозов и совхозов, 18 тысяч больниц. На оккупированной территории оставалось 174 музея, все они пострадали. Например, в Харьковском историческом музее из ста тысяч экспонатов осталось только 7 тысяч, то есть 10%.
Во время войны погибли 2,5 млн. военных и 4,5 млн. гражданских. Украина утратила 16,7% от всего довоенного населения.
На территории Украины находилось около 60 концлагерей, а 2,2 млн. человек вывезли на принудительные работы в Германию. Сергей КОТ,
кандидат исторических наук, специально для «Дня»
Продолжение темы на 2, 4, 6-й страницах.