Вчера, ознакомившись со статьей «Кто готовит «вето» на решение Президента», опубликованной 25 декабря, ее автору в «День» позвонил премьер- министр Анатолий Кинах. Сказав, что газета и ее журналисты поднимают серьезные проблемы, на которые нужно реагировать, Анатолий Кириллович отметил, что статья в «Дне» актуальна.
Напомним вкратце предысторию. «Укрнефтепродукт», в который входит прибыльный одесский «Эксимнефтепродукт», взял у кипрского оффшора кредит 3 миллиона и дал в залог не свои акции , а государственные. Как и следовало ожидать, кредит не вернули, и госсобственность стоимостью около миллиарда долларов должна была уйти в частные руки за... те же три миллиона долларов. Как ранее сообщали СМИ, как говорил «Дню» Леонид Кравчук, во всей этой истории фигурировали интересы депутата Андрея Деркача. В то же время Фонд госимущества Украины ведет себя так, словно он, не переставая говорить о государственных интересах, как- то заинтересован в схеме по отчуждению государственной же собственности.
Далее премьер-министр сказал «Дню», что вчера проходило заседание рабочей группы по приватизации стратегических предприятий, на котором были рассмотрены вопросы тактики и стратегии приватизации в 2001 году (в том числе в первом квартале). Считая важным, что при утверждении бюджета на 2002 год удалось не допустить включения средств, полученных от приватизации, в доходную часть бюджета, что позволяет максимально направить инвестиционный ресурс на развитие, правительство старается учесть все влияющие сегодня на экономику риски и, в частности, ухудшение мировой конъюнктуры, усиление политической конкуренции в стране в связи с выборами в парламент. По мнению премьер-министра, это может повлиять на снижение инвестиционной активности в Украине в целом, поскольку инвесторы занимают выжидательную позицию. В этих условиях попытка выбросить на рынок большое количество стратегических предприятий, особенно в первом квартале, равносильна тому, что отдать их за бесценок.
В отношении объектов, о которых идет речь в статье «Дня» (АХК «Укрнефтепродукт» и АО «Эксимнефтепродукт»), правительство, по словам премьера, несмотря на предложение Фонда госимущества, приняло решение приватизацию не проводить. К ней, как сказал А.Кинах, можно будет приступить только после глубокого экономического обоснования, предприватизационной подготовки с учетом стратегических интересов развития отрасли, поскольку такие вопросы нужно решать без спешки, взвешенно. Премьер пообещал предоставить редакции все необходимые документы по проблеме приватизации этих предприятий.
В тот же день в редакции раздался и звонок из Фонда государственного имущества. Первый заместитель председателя Михаил Чечетов в разговоре с автором выразил недовольство тем, как «День» осветил его и Фонда позицию в отношении приватизации названных предприятий. Но, высказав свое уважение и любовь к нашему изданию, смеясь, сообщил, что в случае, если такая публикация будет способствовать росту тиража, не будет иметь к нам претензий. Уважая мнение господина Чечетова, следует заметить, что новая схема приватизации «Укрнефтепродукта» и «Эксимнефтепродукта», предлагаемая им после вмешательства первого и действующего Президентов выглядит, мягко говоря, не смешно. Особенно учитывая способность Фонда госимущества противостоять попыткам теневой приватизации и обеспечить прозрачную, без скандалов процедуру продаж. Кондиции Фонда в этом деле сегодня явно оставляют желать лучшего.
К сожалению, пока что «День» не имеет никакой реакции на названную публикацию из Администрации Президента, некий сотрудник которой, как следует из обращений депутата Юрия Кармазина к Президенту и Генпрокурору, участвовал в подготовке и/или подтасовке «вето» на решение главы государства. Афера с приватизацией «Эксимнефтепродукта», как сказал «Дню» председатель Комитета ВР по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Юрий Кармазин, может принести Украине ущерб в миллиард долларов. Уже не подлежит сомнению, что публикация попала в десятку. «День» будет и дальше внимательно следить за развитием ситуации. Не ради «тираж а», а ради освещения того, чьи — частные или государственные — интересы защищает тот или иной госчиновник.