Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Преодоление коммуникативного разрыва

Участницы первого в Украине Международного форума украинских женских организаций — о национальной идентичности и лоббировании позитивного имиджа нашей страны за рубежом
6 сентября, 2011 - 19:55
«ГОРОД ЖЕНЩИН» / ФОТО ВЛАДИМИРА ЗАИКИ

«Хотим познать, в чем нуждается Украина, как можем помогать, как можем сотрудничать», — так объяснили «Дню» цель мероприятия активистки украинских женских организаций, которые приехали во Львов из 17 стран мира. Инициированный Всемирной федерацией украинских женщин, львовский форум собрал представительниц всех государств-членов ВФУЖО.

Всемирная федерация украинских женских организаций, созданная в 1948 году на Всемирном конгрессе украинских женщин в Филадельфии, ставит перед собой цель — «сплотить украинских женщин в своих организациях, координировать их работу, представлять перед своим обществом и чужестранным миром, а также вести работу в защиту украинского народа». Сегодня федерация объединяет 28 женских организаций в 17 странах мира. Большое значение имеет робота ВФУЖО в ООН и мировых неправительственных организациях (NGO), поскольку федерация акцентирует внимание на позитивном имидже Украины в современном мире.

Подготовку масштабного и важного в мировом контексте форума во Львове координировал Международный институт образования, культуры и связей с диаспорой Национального университета «Львовская политехника» (МИОК). «Для меня, руководителя учреждения, которое опекает международное украинство, этот форум является очень важным, — подчеркнула «Дню» директор МИОКа Ирина Ключковская. — Украинская женщина в мире — это феномен, потому что не только сумела на протяжении нескольких поколений сохранить свою национальную идентичность, но и организоваться, стать сначала борцом за независимость Украины, а впоследствии, войдя в международные структуры, следовательно, взяв на себя представительские функции, — ее лоббистом. Поэтому рассматриваем львовский форум как фактор консолидации женских организаций».

Важно, что общий язык нашли украинки из разных стран, разного возраста, разных профессий, рожденные и в Украине, и далеко за ее пределами. Кстати, все приехали во Львов за свой счет. Все — в вышитых сорочках или платьях. Просили: «Не меня фотографируйте — вышиванку. Я ее в Украине покупала...»

Одним из самых главных событий львовского форума стала научно-практическая конференция «Украинское женское движение в современном мировом и украинском измерении», на которую были вынесены, в частности, вопросы представительства украинских женских организаций в международных структурах, консолидации украинских женских организаций в Украине и мире, украинское женское движение как фактор гендерного равенства.

В своем выступлении «Украинская женщина села в борьбе с бедностью: контекст современных реалий» директор МИОКа Ирина Ключковская озвучила ряд цифр, которые свидетельствуют о деградации и депопуляции украинского села: «По статистике, из 29 тысяч сельских населенных пунктов в Украине 9 тысяч приходят в упадок и умирают. Уровень рождаемости в последнее десятилетие сократился с 13,7 на тысячу населения до 9,4, а уровень смертности вырос с 14,4 до 20,5». Докладчица отметила, что, согласно исследованию Института проблем управления имени Горшенина, 29% опрошенных крестьянок считают, что их села развиваются, 36% — что остановились в развитии, 24% — что деградируют.

Более всего крестьяне обеспокоены ростом цен на продукты и предметы первой необходимости, повышением стоимости энергоносителей, низким уровнем доходов, постоянным подорожанием, следовательно — недоступностью не только лекарств, но и медицинских услуг. И это на фоне того, что официально уровень зарплат в Украине в сельском хозяйстве среди всех отраслей — самый низкий. В целом в Украине, по разным подсчетам, от 60 до 75% крестьян безработные, они выживают за счет пенсий, подработки в городах, подсобного хозяйства. «В селе тысяча работающих содержат 820 неработающих. 36,8% крестьян — за чертой бедности», — навела неутешительную статистику Ключковская.

«Физическая нагрузка доярки — одна тонна в сутки, свинарки — 2,5 тонны в сутки, а на сборе зерна крестьянке приходится за день перетягивать до 20 тонн. Согласно исследованию, проведенному Екатериной Якубой 15 лет тому назад, выходит, что суммарно украинская крестьянка «пашет» 15 часов 24 минуты в сутки», — подытожила докладчица. Как следствие, констатировала Ключковская, фатально не хватает времени на воспитание детей: в рабочие дни в среднем крестьянка уделяет им 16 минут, в выходные — 31 минуту.

Что касается ухода за собой, культурного развития, отдыха и оздоровления, то об этом вообще не идет речь, потому что на релакс не хватает ни времени, ни средств. «90% украинских крестьянок утверждают, что не хотят, чтобы их дети оставались жить и работать в селе», — такой неутешительный вывод сделала Ирина Ключковская и предложила руководству ВФУЖО поставить крайне острый вопрос относительно украинских крестьянок перед ООН, в перспективе — просить грант на комплексное обстоятельное исследование, цель которого — «предлагать адекватные решения, чтобы не допустить полной деградации украинского села».

Теперь организаторы и участники форума готовят постановление относительно его результатов, хотя уже можно констатировать, что преодоление коммуникативного разрыва между женскими организациями Украины и диаспоры и в дальнейшем будет требовать больших усилий всего сообщества.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ

Ольга ДАНИЛЯК, первый заместитель главы Всемирной федерации украинских женских организаций, Канада:

— В прошлом году мы впервые пригласили представителей женских организаций из Украины на совещание в Перемышле. Тогда и решили обсудить, каким может быть наше сотрудничество, ведь каждая страна имеет свои потребности. У нас в диаспоре они не такие, как в Украине, но наша задача — помогать друг другу. Сегодня в диаспоре проблемой является то, что так называемое четвертое и пятое поколение не знает украинского языка. Поэтому мы должны стать двуязычными, иначе не привлечем их к себе. Также имеем проблемы с четвертой волной эмиграции. Надеялись, что они станут нашим возрождением, но у них другие интересы — трудоустройство, помощь семьям в Украине, получение или подтверждение образования. А женщин в Украине беспокоит другое. Поэтому такими собраниями пытаемся наладить диалог, чтобы услышать друг друга.

Лиля ЧИКАЛЬСКАЯ, глава Союза украинок Эстонии:

— Я родилась в Бродах. Уже свыше 20 лет живу с мужем в Эстонии. На полтора миллиона населения у нас 28 тысяч украинцев. Нас, как и другие нацменьшинства, в Эстонии поддерживают. В частности, под эгидой министерства культуры проводят круглые столы, к участию в которых приглашают и представительниц Союза украинок. Также Эстония — одна из немногих стран, финансирующих деятельность некоммерческих организаций нацменьшинств. Эти средства небольшие — приблизительно три тысячи евро в год, но на них можем содержать свои помещения. Получаем также денежное обеспечение под конкретные проекты. Имеем возможность общаться с депутатами эстонского парламента. Подаем свои предложения в Министерство культуры относительно проведения разнообразных мероприятий, и их принимают во внимание. В нашей организации 120 членов. Среди активисток — хорошо известная в Эстонии художница Ярина Ило. Наш духовный лидер — Мирослава Бучко, которая была репрессирована и долгое время отбывала наказание в Мордовии. Основным направлением нашей деятельности является сохранение традиций, воспитание детей, поддержка молодежи, участие в общественной жизни Эстонии, работа на имидж Украины в мире, контакты с Украиной.

Будучи во Львове на форуме, нашла несколько человек, заинтересованных в воплощении моего проекта. Что это за проект? В Эстонии ежегодно по инициативе общественных организаций проводят толоки — речь идет и об уборке территории, и о высадке леса, и о других важных делах на общественных территориях. Но есть толоки, которые можно назвать мозговым штурмом: когда собираются небезразличные и продумывают, что можно сделать, чтобы было лучше жить и нам, и нашим родным. Собственно, мне бы очень хотелось перенести эту идею на украинскую почву.

Олеся ДЯКИВСКАЯ, заместитель главы Организации украинских женщин в Великобритании:

— Я родилась в Великобритании. Отец родом из Харькова, мама — из Херсона. Украинцев в Великобритании около 20 тысяч. Наша организация насчитывает 500 членов. Правда, несколько лет назад нас было около 800. В последние годы делаем ударение на культурно-образовательном участке, поддерживаем людей старшего возраста. Имеем два фонда — нашей главной управы и Фонд матери и ребенка в Украине. Он был организован в 1990 году, когда мы впервые смогли лучше узнать, что происходит в Украине, услышали о Чернобыльской катастрофе. Тогда же передали два грузовика гуманитарной помощи в больницы Киева и Львова, стали помогать бабушкам, оставшимся жить в Чернобыльской зоне. Теперь оказываем помощь больным раком детям. Наша благотворительная деятельность — это наша украинская духовность, потому что росли в украинских семьях, в которых родители привили любовь к Украине.

Марианна ЗАЯЦ, глава Союза украинок Америки:

— Мои родители встретились и подружились в Канаде, где я и родилась. Впоследствии переехали в Америку, где я познакомилась с моим будущим мужем — тоже украинцем. Наша организация, Союз украинок Америки, в прошлом году отпраздновала 85-летие. Сейчас насчитывает 2,5 тысячи членов. Стараемся продолжить дело наших мамочек, которые начали этот труд, а также привлекаем к общественной работе наших дочерей. Это довольно сложно, потому что они уже не такие, как мы. Сталкиваемся также с тем, что некоторые украинки по происхождению понимают украинский, но не умеют на нем разговаривать. А есть и такие, которые украинского совсем не понимают. Пытаемся привлечь к сотрудничеству и представительниц последней — четвертой волны эмиграции, которые попали в Америку в начале 1990-х. Наша гордость — Украинский музей в Нью-Йорке, около офиса Организации Объединенных Наций. Недавно отпраздновали его 35-летие. У нас развита общественная опека. Поддерживаем связи с ожоговым отделением 8-й Львовской больницы, занимаемся и пансионатами, где живут люди пожилого возраста. Помогаем сиротам. Дали в Украину 300 стипендий. Но мы не делаем акцент сугубо на денежной помощи — связаны с Украиной сердцем.

Мария ПАНЬКИВ, секретарь Союза украинок Польши:

— Я родилась в Сибири. В возрасте семи лет вернулась в Украину с тетей — отец решил, что я должна учиться в украинской школе. Только теперь понимаю, какая это была отвага со стороны моих родителей, потому что они сами могли никогда в Украину не вернуться. Уже 25 лет живу в Польше. Там открыла для себя большую историю украинцев в Польше. Учила детей украинскому языку, принимала участие в акции «Детям Чернобыля». Мы привозили детей из Украины на отдых в Польшу и к этой акции подключили международные женские организации. Вместе с историком Евгением Мисыло я работала в архивах — изучала историю украинцев в Польше. Написала две книги: «Вера, Надежда, Любовь» — о судьбе украинской женщины во время освободительной борьбы на территории Польши, и еще одну — о трагедии украинцев в Павлокоме. Работала много лет в еженедельнике «Наше слово», где публиковала воспоминания украинцев. Недавно издала книгу о жене главы Службы безопасности ОУН на Закерзонье Петра Федорива — Теофилии Бзовой.

Очень хорошо, что есть такие встречи, потому что это обмен опытом, живые контакты с женщинами, работающими по всему миру. После таких встреч легче решать конкретные дела. Например, к нам в Польше приходят «заробитчанки» из Украины, часто — с проблемами со здоровьем. Обращаемся, например, к главе Союза украинок Америки Марусе Заяц: «Помогите спасти!». Помогают.

Адриана БУЙНЯК-ВИЛЛСОН, глава Лиги украинок Канады:

— Я родилась в Канаде. Моя мама — уроженка Коломыи, отец — из Бережан. Работаю в правительстве. Более 20 лет занимаюсь общественной работой. Научилась этому от отца. Он приехал в Канаду в 15 лет, и его семьей всегда была община. В нашей организации — 13 отделов, где работают 367 человек. Довольно большая часть наших активисток — женщины молодого возраста. Имеем проект в Ровно. Но из-за трудностей с финансированием вынуждены в основном создавать проекты, интересующие и канадцев, и украинское сообщество.

Кристина БЕЙЛИ, глава Союза украинок Австралии:

— Я родилась в Польше. Родители после Второй мировой войны эмигрировали в Австралию. Общественной работой занимаюсь более 40 лет. Украинская община Австралии — 30 тысяч. Мы распространяем знания об Украине не только среди украинцев, но и среди австралийского общества, помогаем молодежи учить украинский язык. Союз украинок Австралии входит в Австралийский совет женщин. Именно через них имеем выход на женское движение мира. У нас хорошие связи с Украиной, особенно с Союзом украинок — и в Киеве, и во Львове.

Татьяна КОЗЫРЕВА, «День», Львов
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ