Напряженная ситуация в Ираке вынудила Соединенные Штаты кардинально пересмотреть свою внешнеполитическую тактику и прибегнуть к «форсированию» смены власти в Ираке. Теперь Вашингтон откровенно заявляет о необходимости ускорения процесса передачи власти иракскому народу. Соединенные Штаты рассматривают возможность создания временного правительства Ирака еще до принятия конституции страны. Американская администрация готова пересмотреть план «семь шагов к суверенитету», запущенный главой американской администрации Полом Бремером. Этот план предусматривал полную передачу власти только после того, как будет принята конституция и проведены выборы. Все это должно было занять 18 месяцев. Однако в связи с обострением ситуации США могут применить в Ираке опыт Афганистана и назначить временного лидера страны еще до принятия новой конституции и проведения выборов. Это будет означать роспуск назначенного Соединенными Штатами Правящего совета Ирака, деятельность которого Вашингтон назвал неэффективной. Для обсуждения новой политической стратегии глава американской администрации в Ираке Пол Бремер был срочно вызван в Вашингтон для проведения внеочередных консультаций с госсекретарем США Колином Пауэллом, главой Пентагона Дональдом Рамсфельдом и советником президента США по вопросам национальной безопасности Кондолизой Райс. Бремер дал довольно драматичную оценку нынешней ситуации в Ираке, намекнув даже на свою возможную политическую «капитуляцию». По словам Бремера, если ситуация в Ираке и впредь будет ухудшаться, он не сможет выполнять свою политическую миссию в этой стране.
Вашингтон, похоже, теряет «равновесие» в Ираке. С каждым днем атаки на силы американской коалиции становятся все более интенсивными. Наконец США назвали «войной» то, что раньше было принято считать «операцией зачистки». «Война после войны» — так эксперты характеризуют сегодняшнюю ситуацию в Ираке. Ведь количество жертв коалиционных сил со времени провозглашения Бушем конца военной операции в Ираке превысило потери, которые понесла коалиция во время самих боевых действий против режима Саддама Хусейна. Последней каплей стал теракт в Насирии, когда бензовоз с двумя смертниками протаранил штаб-квартиру итальянской военизированной полиции. В результате атаки погиб 31 человек, из них — 19 итальянцев. Это наибольшие потери среди итальянских военных со времени Второй мировой войны. В отчете, направленном ЦРУ Белому дому, содержится предупреждение о новых угрозах. Согласно документу, недовольство иракского народа действиями Вашингтона все более усиливается и подходит к точке кипения. Соответственно увеличилось само количество повстанцев, готовых к новым терактам против международной коалиции. Документ предостерегает, что шиитское население, составляющее этническое большинство страны, может присоединиться к мусульманам-суннитам, которые борются с американской коалицией при помощи терактов и диверсий. Актуальность этого предупреждения подтверждает сама география последних террористических акций. До последнего времени центром нападений оставался Багдад и так называемый «суннитский треугольник» к северу и западу от столицы. Последний же теракт в Насирии свидетельствует о том, что к партизанской войне в Ираке присоединился доселе мирный шиитский город.
Все это вынудило Вашингтон изменить свой политический «фронт». Неспособность самостоятельно укротить диверсантов и восстановить нормальную жизнь в Ираке заставила Штаты искать альтернативу и инициировать передачу власти иракцам как можно скорее. Еще одна причина подобной «горячки» — президентские выборы, которые пройдут в Соединенных Штатах уже в следующем году. Тема же Ирака может стать болевой точкой для нынешней власти.
КОММЕНТАРИЙ
Набиль РАШВАН, эксперт по ближневосточным вопросам
Соединенные Штаты очень хорошо подготовились к военной кампании в Ираке, но плохо — к пребыванию в послевоенной стране. Оппозиционеры, которые преимущественно жили до войны за границей, давали недостоверную информацию о положении дел в Ираке, о самих иракцах. Именно этим и можно объяснить то, что американцам не удалось оперативно отреагировать на ситуацию. Вакуум в государственном управлении Ирака также сыграл не последнюю роль в том, что в стране активизировалось движение сопротивления. Нужно как можно скорее передать власть в руки конкретных людей, нужно учредить конкретные органы власти с конкретными полномочиями. Нельзя руководить в Ираке по-американски: следует учитывать специфику настроений и традиций иракского общества, что вряд ли под силу одной только временной администрации США в Багдаде. Конечно, у американцев есть опыт в плане «прививания» демократии. Яркими примерами являются Япония и Западная Германия после Второй мировой войны. Такой опыт нужно использовать, но и учитывать при этом многие другие обстоятельства. В частности, в стабильности Ирака не заинтересованы многие арабские государства. Демократия в Ираке может потянуть за собой волну сопротивления в других странах арабского мира, где большинство режимов не избраны народом. Кстати, американские власти сообщают, что им удалось арестовать в Ираке около 5 тыс. боевиков из Сирии, Палестинской Автономии, Ирана... Поэтому существуют опасения, что поддержка дестабилизации Ирака извне может вскоре усилиться. А этого нельзя допустить. Тем более, что сейчас значительно изменилась форма противостояния коалиционным силам в Ираке. Организовываются теракты, но отсутствует прямое противостояние с оружием в руках. Это может свидетельствовать только об одном — лидеры движения сопротивления переживают кризисный период из-за отсутствия средств. Считаю, что иракцы сами будут способны урегулировать ситуацию, возобновить в стране порядок. Первая задача — обеспечить нормальное функционирование вооруженных сил, правоохранительных органов и судебной власти. Поддержка международного сообщества при этом не только желательна, но и обязательна. Любая иракская власть не вынесет того «багажа» проблем, которые накопились за последнее время. Поддержка относится к многим сферам: безопасность, социальная сфера, промышленность и т.д. В заключение хорошим итогом демократизации Ирака могли бы стать изменения и в других странах региона.