Президент Л. Кучма издал Указ «О совершенствовании государственного
управления информационной сферой». Указом (во имя, естественно, повышения
эффективности государственной информационной политики, поддержки национальных
теле- и радиопроизводителей, печатных СМИ, издательского дела и т. д. и
т. п.) предусматривается, в частности, создание Государственного агентства
информатизации Украины (ДАИНУ), а также создание государственных акционерных
компаний «Укртелерадио» и «Укриздатполиграфия». В уставные фонды ГАКов
«Укртелерадио» и «Укриздатполиграфии» предполагается передать 100% акций
государственных акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных
предприятий информационной сферы, не подлежащих приватизации.
Совершенно очевидно, что речь идет не столько о «совершенствовании информационной
сферы», сколько о широком наступлении президентской администрации на всех
информационных фронтах. Очевидна и «избирательная» подоплека этой атаки.
Неслучайно, что организационные меры, связанные с созданием «Укртелерадио»
и «Укриздатполиграфии», правительство должно завершить в шестимесячный
срок — как раз в разгар кампании по выборам Президента Украины. К сожалению,
пока неизвестно, кто возглавит информационные монополии, а ведь кадровые
вопросы в таком важном деле имеют определяющее значение. Если, например,
генеральный продюсер ОРТ Константин Эрнст бесстрашно поддерживал Бориса
Ельцина в ходе выборов 1996 года, то директор Первого канала РФ г-н Брагин
«спасовал» в решающую для российской власти ночь с 3 на 4 октября 1993
года. О российском опыте уместно говорить еще и потому, что, по мнению
специалистов, «Укртелерадио» будет призвано сыграть в нашей избирательной
кампании роль, аналогичную ОРТ, чей вклад в победу Ельцина трудно переоценить.
Отметим также, что если ОРТ формально создавалось как Общественный (т.е.
якобы независимый) канал, то наши власти отказались даже от фигового листка
формальной «независимости».
Корреспонденты «Дня» попросили прокомментировать указ Президента специалистов.
Николай КНЯЖИЦКИЙ, президент телеканала СТБ:
— С точки зрения экономической нынешний указ Президента — явление положительное.
Акционерными компаниями являются большинство ТВ-организаций — общественных
или государственных — в Европе, например, Общественное ТВ в Польше. Таким
образом, наши национальные теле- и радиокомпании из структур с достаточно
непонятными формами управления и собственности приобретают статус обычного
предприятия. Государство, исходя из того же, скажем, закона о предприятии
может эффективнее управлять своими активами. Эффективнее и более открыто
для общественности. С другой стороны, национальные ТВ и РВ приобретают
большую самостоятельность. С политической же точки зрения все будет зависеть
от того, какие будут приняты подзаконные акты, каким будет Положение о
Государственной акционерной компании «Укртелерадио».
Владимир АЛЕКСЕЕВ, член комитета ВР по свободе слова и СМИ:
— По Закону Украины «О телевидении и радиовещании» государственные теле-
и радиокомпании подотчетны и ВР Украины, и Президенту, и без согласия ВР
их статус быть изменен не может. Этим указом Президент в очередной раз
демонстрирует полное пренебрежение к избранному народом парламенту страны.
Цель его очевидна: еще надежнее изолировать депутатов от возможности выхода
на общенациональный государственный телеканал.
Владимир ОСЕЛЕДЧИК, исполнительный продюсер канала «1+1»:
— Пока что указ Президента — это лишь вариант поиска внебюджетного финансирования
национальных теле- и радиокомпаний. Что будет происходить в дальнейшем
с этими компаниями, которые станут акционерными? Появится ли, скажем, в
Положении об их деятельности возможность передавать акции в частные руки?
И как в таком случае принадлежность акций тем или иным лицам будет сказываться
на позиции каналов?!С другой стороны, конечно же, и ситуация, при которой
ТВ и РВ с бюджетным финансированием имели, по сути, коммерческую сетку
вещания, — была нонсенсом. Меня, например, больше всего волновал этот вопрос:
могут ли деньги, выделенные из бюджета, т.е. наши деньги, налогоплательщиков,
уходить на финансирование... зарабатывания денег?! Или же все-таки государственное
ТВ должно учитывать в своей сетке, программах социальный аспект, выполнять
задачи, необходимые обществу — просветительские, например, гуманитарные,
но не приносящие коммерческой выгоды?
Подготовили: Анатолий ЛЕМЫШ, Наталья ЛИГАЧЕВА, «День»