И «красные», и «белые», и «черные», да почти все нынче заняты в большой политпостановке и, в отличие от адептов погодной мимикрии и рокировок в тумане, отдельные события были просто обречены оставаться в тени зловещих ультиматумов и веховых кадровых перестановок. Между тем, у «зеленых» тоже кое- что происходило.
Так, на прошлой неделе родилась еще одна политическая партия — Экологическая партия Украины «Захист». Альтернатива Партии зеленых — попытались окрестить ее журналисты, и не тут-то было. Активисты «Захиста» категорически против любых сравнений с ПЗУ, в первую очередь показывая, что не собираются ни с кем воевать. «У нас нет врагов, кроме сил, делающих невозможной экологическую безопасность государства», — заявляет на пресс-конференции глава «Захисту» Михаил Гуцол, народный депутат Украины, член парламентской комиссии по правам человека.
Появление на украинском политическом олимпе ЭПУ «Захист» было предопределено. В первую очередь — определенной стагнацией в стане «зеленых». На сегодня получается что в течение нескольких последних лет из ПЗУ вышло приличное количество народу, причем одни вообще отошли от какой бы то ни было политической активности по причине разочарования в оной, а другие — как раз и создали «партию нового типа». Причем, последние считают первой необходимостью вовлечь в свои ряды ученых-экологов, отвергнутых «зелеными» вследствие чрезмерного увлечения «большой политикой». Знания профессиональных экологов в наше время, действительно, зачастую остаются не востребованными. К тому же, и молодое поколение экологов, ввиду отсутствия взвешенной государственной экологической политики, не находит возможности состояться в качестве профессионалов в своей специальности.
Тот же Михаил Гуцол — эколог старой закалки, прошедший, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Возглавлял черновицкую областную организацию «зеленых» — наверное, самую радикальную из украинских экологических организаций. Начало 90-х для Черновцов было временем, когда не могли спилить ни одного деревца, потому что когда сбегались, как говорили, «зеленые Гуцола», они выводили из строя механизмы, растаскивали пилы и топоры.
К «зеленым» в офис направляли милицию, активистов арестовывали, держали в психушках. Но их действия получали массовую поддержку. Кстати, именно черновицкие зеленые стали первыми шире смотреть на задачи «зеленого» движения, расширяя свою протекцию и на социальную сферу.
Однако с момента избрания Гуцола в парламент времена экологического радикализма в Черновцах остались в прошлом. Революционные «диверсионные» методы бурных девяностых уже далеко не так действенны. Иное дело — возможности, которые открываются перед экологами на уровне парламента. Скорее всего, силы, возникающие в нынешнем разломе «зеленых», будут стремиться найти золотую середину между жестким прагматизмом и юношеским радикализмом.
КОММЕНТАРИЙ
Анатолий САВЕКИН, заместитель главы ЭПУ «Захист»:
— У «зеленых» должна быть единая роль в парламенте в отстаивании экологической политики. И еще «зеленые» должны ходить на работу в парламент. И принимать там конкретные решения. На сегодняшний день «зеленые» должны отдавать себе отчет в том, что закрытие экологически небезопасных предприятий — это, прежде всего, безработица их избирателей. В своей деятельности ЭПУ «Захист» руководствуется в первую очередь социально-экономическими аспектами защиты окружающей среды, а потому предлагает лишь реконструировать экологически небезопасные объекты, тем самым не только не лишая людей работы, но и создавая новые рабочие места. Более того, мы прекрасно отдаем себе отчет в том, что на сегодняшний день человечество еще не смогло создать такие источники энергии, которые с одной стороны были бы полностью безопасными для окружающей среды, а с другой удовлетворяли бы всевозрастающие потребности в энергетических ресурсах. Поэтому мы, опять-таки, против бездумного, я бы сказал, абсолютно популистского подхода к закрытию атомных станций, тепло- и гидроэлектростанций. Да, они, безусловно, наносят вред природе, но наша задача и состоит в том, чтобы свести этот вред к минимуму, параллельно продолжая поиски альтернативных источников энергии.