Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прибыльные долги

Банкротство госпредприятий стало формой теневой приватизации
19 мая, 2001 - 00:00

Три скандала подряд в течение последнего месяца, связанные с приватизацией государственных компаний за долги, вынудили руководство страны взяться за разрешение этой проблемы. Президент Леонид Кучма поручил Кабинету Министров немедленно (!) принять меры для запрета судебного отчуждения государственных пакетов акций. Для этого будут внесены изменения в уставные документы крупнейших акционерных обществ и холдинговых компаний. Целостность имущественных комплексов Президент предлагает зафиксировать и в специальном законе. Его проект будет отправлен на утверждение парламента в ближайшее время. Как неотложный.

Спешку, с которой власть взялась за спасение «имущественных комплексов», государства — можно понять. Акции промышленных и энергетических гигантов стремительно переходят в частную собственность, причем государство за это не получает ни копейки. Сенсационные истории вокруг попыток коммерческих структур получить контроль над «Донбассэнерго», «Росавой», и «Луганскоблэнерго» показали полную неготовность правительства к такому развитию событий. Сомнительного происхождения долги, которые вдруг возникают у государственных компаний, дают вполне законные основания для передачи их в собственность кредиторов. Арбитражные суды, даже понимая, что имеют дело с подробно продуманной с самого начала операцией, ничего не могут сделать. Закон сегодня однозначно поддерживает сторону, которой должны деньги.

Первый громкий звонок прозвенел в середине прошлого месяца, когда решением Старокиевского районного суда Киева электросети «Луганскоблэнерго» перешли во владение Укрсоцбанка. Конечно, сам банк в этой истории только представлял своих клиентов, которые не желали «светиться». Сумма долга, которая стала предметом судебного рассмотрения, просто поражала: 115 миллионов гривен. Председатель надзорного совета банка, депутат Валерий Хорошковский тогда еще иронически и не без удовлетворения отметил, что «сумма полностью соответствует цене, оплаченной словацкой и американской компаниями на недавних конкурсах по приватизации облэнерго, вот только объект попал в руки отечественного покупателя». Кто именно был реальным покупателем, можно только допускать, но вне сомнения, наибольшие мотивы установить контроль над энергосетями имеют промышленные потребители электроэнергии. Таким образом они могут застраховаться от неожиданных отключений и требований аккуратных расчетов. В пользу этого предположения говорит и то, что буквально за несколько дней после решения суда в пользу Укрсоцбанка его правление возглавил Валерий Тимонькин — по наиболее распространенной версии, представитель банковских кругов, обслуживающих интересы донбасского промышленного директората, в частности, угольного и металлургического.

Новый скандал вспыхнул также на Донбассе, через две недели после события в Старокиевском суде. Три наиболее эффективные ТЭЦ, работающие в составе «Донбассоблэнерго» — Луганская, Зуевская и Кураховская — были проданы на аукционе за долги после исков о банкротстве. Таким образом всех формальностей, связанных с механизмами приватизации через Фонд госимущества (инвестиционные, социальные обязательства), покупателям удалось избежать. Сумма долга «Донбассоблэнерго» составляла 160 миллионов гривен. Удивительнее всего, что до сих пор общественности неизвестна коммерческая структура, которая завладела, по существу, крупнейшими энергетическими мощностями региона. Сейчас Фонд госимущества делает попытки возвратить «Донбассоблэнерго» в государственную собственность — его иск еще будет рассматриваться в суде. Председатель Фонда Александр Бондарь заявляет, что имущество «Донбассоблэнерго» перед банкротством было оценено только в 20% его рыночной стоимости. К тому же оценочная экспертиза осуществлялась компанией, которая накануне была лишена сертификата Фонда госимущества. Между тем все эти заявления выглядят, как слабая попытка помахать кулаками после драки. Странно, что Фонд не смог вовремя предоставить суду полный набор своих аргументов. Теперь за дело взялись и прокуратура, и СБУ, и правительство — возможно эта могучая кучка и спасет ситуацию. Министр ТЭК Сташевский, в присущей ему манере, уже даже заявил, что государство не имеет намерения выполнять это решение суда, — согласитесь, звучит, как плохой анекдот. Но огромный вред украинской приватизации, и фондовому рынку в целом, уже нанесен.

Аналитик брокерской компании «Альфа-Капитал» Владимир Цвениади утверждает, что именно скандалами вокруг луганской и донецкой энергокомпаний объясняется падение курса акций почти всех облэнерго на фондовом рынке. По мнению аналитика, теневая приватизация, которая стала модной в последнее время, отпугивает солидных иностранных инвесторов, готовых вкладывать живые деньги в украинскую экономику, беря на себя определенные обязательства перед государством. Кроме того, Владимир Цвениади также указывает на заинтересованность со стороны металлургического директората установить контроль над «Донбассэнерго».

Однако на этом скандалы не закончились. Уже на этой неделе история со знакомым сценарием повторилась в Белой Церкви Киевской области, где тамошний шинный завод чуть не перешел из государственной в частную собственность за долги. Только в последний момент, 14 мая, благодаря вмешательству Генеральной прокуратуры Фонду госимущества удалось остановить продажу предприятия на аукционе. Крупнейший украинский производитель шин, известный еще как АО «Росава», выставлялся на торги как часть украинско-ирландского СП по стартовой цене 103 миллиона гривен. На этот раз попытка теневой приватизации была настолько очевидной, что СМИ начали сообщать об ожидаемой афере задолго до аукциона. Впоследствии председатель ФГИ Александр Бондарь даже поблагодарит журналистов, от которых он узнавал все подробности дела. Но не лишний ли раз это подчеркивает слабость и даже некоторую легковесность контроля за государственной собственностью?

Указ Президента, подписанный в эту среду, обязывает правительство провести служебное расследование деятельности руководства государственных предприятий, задействованных в попытках теневой приватизации. А вот поручение Кабинету Министров вернуть государственные пакеты акций уже приватизированных, хотя и по-теневому, предприятий, похоже на национализацию. Если никто не собирается нарушать закон, вернуть потерянные ТЭЦ «Донбассэнерго» можно будет только через суд. А в суде аргументы государства пока что выглядят весьма слабыми. Если, конечно, на то время Верховная Рада не утвердит закон «обратного действия». Как бы там ни было, последствия некомпетентного (в лучшем случае) управления государственной собственностью привели к своеобразной ловушке: чтобы защитить законные интересы государства, придется прибегать к аврально-правовым мерам.

Сергей СЫРОВАТКА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ