Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Причины трагедии остаются неизвестными

Украина и Россия отбрасывают «ракетную версию», Израиль — возможность теракта
6 октября, 2001 - 00:00

Ситуация с аварией пассажирского самолета Ту-154 над Черным морем настолько запутанная, что до сих пор остается лишь догадываться о реальных причинах инцидента. Западные масс-медиа вчера в унисон сообщали об «украинском следе» катастрофы, однако никаких доказательств не приводилось. Кроме фантомного представителя Пентагона, который, попросив не называть своего имени, рассказывал прессе об американском спутнике, якобы зафиксировавшем взрыв самолета в результате попадания в цель ракеты. Якобы украинской. В России официальные военные представители заявляют, что ничего не слышали о такой версии. Российский президент Владимир Путин считает, что оружие, которое использовалось во время учений украинских ПВО в Крыму, по своим «тактико-техническими данным не могло достать территорию, где проходил полет Ту-154». Вчера же стало известно, что российская генпрокуратура возбудила дело по статье «Терроризм». А это свидетельствует, что версия теракта, в результате которого произошла авария самолета, рассматривается в России как основная. Израильские представители, наоборот, даже не допускают вероятности проникновения через строгий контроль в израильских аэропортах террориста со взрывчаткой или оружием. Президент Украины Леонид Кучма в то же время заявил о готовности украинской стороны содействовать расследованию катастрофы и оказать России необходимую помощь.

Авиалайнер компании «Сибирь», выполнявший чартерный рейс из Тель-Авива в Новосибирск и летевший на высоте 11 км со скоростью 850 км/ч., исчез с экранов радаров 4 октября в 12.45, по киевскому времени. На сайте авиакомпании «Сибирь» сообщают, что на борту самолета находилось 78 лиц, из которых 12 — члены экипажа. Почти половина мест в самолете была пустой. По информации Би-Би- Си, подавляющее большинство пассажиров были гражданами Израиля, 15 лиц — подданными России. Катастрофа произошла в 185 километрах от Черноморского побережья России. На месте гибели спасатели обнаружили 14 тел, вчера их доставили в Сочи, где действует государственная комиссия по расследованию причин катастрофы во главе с секретарем Совета безопасности РФ Виктором Рушайло.

То, что инцидент произошел за несколько сотен километров от места проведения украинскими силами ПВО учений, дало основания выдвинуть версию о причастности к трагедии украинских военных, которые такую возможность категорически отрицают. Как отметил в заявлении для прессы главнокомандующий Войсками ПВО Вооруженных сил Украины генерал-полковник Владимир Ткачов, «в то время Войска ПВО Вооруженных сил Украины согласно плану боевой подготовки проводили тактические учения с боевой стрельбой». В ходе учений в качестве мишеней было задействовано 11 беспилотных самолетов, 9 из которых были уничтожены зенитно-ракетными комплексами на расстоянии от 10 до 30 километров. Одна мишень самоликвидировалась, еще одна приземлилась на парашюте в районе полигона, выполняя программу полета. Генерал-полковник Ткачов подчеркнул, что боевые стрельбы проводились исключительно в ближней зоне, а трагедия с самолетом произошла на расстоянии более 250 километров от района учений. Кроме того, все мероприятия по соблюдению безопасности (закрытие воздушного и морского районов) были выполнены в полном объеме. Между тем, по приказу министра обороны Украины, уже осуществлена тщательная проверка данных радиометрического и объективного контроля результатов боевых пусков всех ракет, выполнявших стрельбы 4 октября. И, как отметил главнокомандующий Войсками ПВО Украины, на основании тщательного анализа этих данных специалисты сделали вывод, что на маршруте полета самолета, с которым произошла трагедия, в это время и на этом расстоянии ни одна ракета Войск ПВО Украины находиться не могла. «Я уверен, — заявил генерал Ткачов, — что Войска противовоздушной обороны Украины не причастны к трагедии».

Как заявил вчера журналистам министр обороны Александр Кузьмук, катастрофа самолета Ту-154 произошла уже после того, как завершился первый этап учений Войск ПВО Вооруженных сил Украины. «Как только поступила информация о падении самолета, мы сразу же начали работу по точному выявлению точки падения каждой из ракет», — сказал А. Кузьмук. По словам министра, вся работа была завершена во второй половине дня, а в течение ночи «специалисты изучали и докладывали мне о результатах работы». Во время пусков работали контрольные службы Украины и Российской Федерации, осуществлявшие многоуровневый контроль на 22 точках. Все они показали, что падение ракет произошло в расчетное время, которое не совпадает с временем катастрофы самолета, что подтверждено селекцией пусков каждой ракеты, заявил министр. Он также отметил, что во время выполнения боевых стрельб цели находились в различных точках стрельбы и по ним было выпущено 23 ракеты. Все цели, отметил министр, были в ближней зоне, на расстоянии от 10 км — максимум 40 км и не в направлении самолета.

Как сообщает www.defence- ua.com, стрельбы комплексов ПВО проводились в рамках плановых тактических учений, запланированных на период с 28 сентября — по 12 октября на территории 31-го исследовательского центра Черноморского флота России в районе мыса Опук. В ходе учений были проведены стрельбы зенитно-ракетных комплексов С-200, С-300, С-125, «Бук», «Куб», а также проведены стрельбы оперативно-тактическими ракетами Р-300. Как сообщили «Дню» в одном из столичных военных институтов, теоретически с комплекса С-200 можно поразить цель, находящуюся на расстоянии до 300 км.

Американские источники и вчера утверждали, что российский самолет был сбит украинской ракетой. «Мы считаем, что это был трагический инцидент, вызванный ошибкой во время учений», — процитировала Си-Эн-Эн неназванного американского чиновника. Со ссылкой на надежные источники, телекомпания приводит данные, согласно которым в этот самолет попала зенитная ракета типа SA-5. В интервью другому телеканалу — Пи Би-Эс — руководитель аппарата Белого дома Эндрю Кард признал, что Вашингтон еще не владеет всей полнотой информации. Т. е. официального подтверждения «украинского следа» так и не поступило. По данным украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, США могли следить за ситуацией на учениях ПВО в Крыму только при помощи двух американских низкоорбитальных спутников из серии LACROSSE и IMPROVED CRYSTAL. Спутники только этих серий осуществляют мониторинг ситуации в Восточной Европе и странах бывшего Советского Союза. LACROSSE — всепогодные спутники радиоразведки, 24-часовая возможность действия. Раздельная способность (способность различать детали) — 1 — 2 м. Последний запуск — ноябрь 1991 года. IMPROVED CRYSTAL — спутник фоторазведки. Работает в видимом и инфракрасном режиме. Последний запуск — декабрь 1996 года. Спутники обеих серий запускаются на орбиту по заказу ЦРУ и военной разведки США. Именно такие спутники зафиксировали, что советские ВВС сбили южнокорейский самолет в 1983 году.

Россия, кажется, отрицает достоверность вины украинских ПВО. За учениями наблюдали российские военнослужащие, якобы поэтому у россиян «нет оснований не доверять им и украинским военным», заявил президент Путин. О возможности терракта могло бы, в частности, свидетельствовать выявление на одном из фрагментов фюзеляжа Ту-154 отверстий от пуль. Однако позже источники в государственной комиссии по расследованию причин катастрофы самолета Ту-154 не подтвердили этого. Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сказал, что при такой катастрофе подобные отверстия «могут иметь любое происхождение, и выяснить, являются ли они пулевыми, может только баллист». Вчера Россия обратилась к Израилю и США с вопросом о взаимодействии относительно подъема так называемых «черных ящиков» самолета Ту-154. Выводы о том, что их невозможно будет поднять со дна моря, «делают преждевременно». Секретарь СБ России отметил, в частности, что глубина в месте падения самолета составляет больше 2 тысяч метров. «Любые оптимистические прогнозы делать также преждевременно», — сказал Рушайло.

Вице-президент Центра ближневосточных исследований Александр БОГОМОЛОВ в комментарии «Дню» также подчеркнул, что достоверность терракта на самолете Ту-154 маловероятная. Он аргументировал свое мнение высоким уровнем проверок, проводимых в израильских аэропортах: «Если вы бывали в аэропорту Тель-Авива, то не могли не заметить, что такой проверки, как там, не проводят, по-видимому, больше ни в одном аэропорту мира». Эксперт также отметил, что новый терракт после «черного вторника» 11 сентября маловероятен, исходя из «логики развития событий». Т. е. террористы вряд ли смогли бы организовать такой терракт лишь через несколько недель после атак на США 11 сентября. «Однако в логику развития опасений такая версия может вписаться», — считает эксперт.

Бывший начальник штаба Минского отделения армии ПВО, которая отвечала за северо-западный сектор бывшего Советского Союза, а ныне президент Атлантического совета Украины Вадим ГРЕЧАНИНОВ в комментарии «Дню» фактически исключил вероятность причастности украинских противовоздушных сил к инциденту с Ту-154. «Судя по распространенной информации, согласно которой трагедия произошла на 180 км юго-западнее Сочи и Адлера, то мы вряд ли могли зацепить самолет своими ПВО», — считает Гречанинов. «Я думаю, в трагедии нет нашей вины», — отметил он. Относительно состояния сил украинской противовоздушной обороны Гречанинов отметил, что «войска ПВО Украины наиболее боеспособны по сравнению со всеми другими видами вооруженных сил». Как специалист в авиации, он назвал очень незначительной вероятность взрыва самолета из-за неисправности, тем более, если учесть те «проверки, которые осуществляются перед взлетом. Особенно в Израиле».

Израильская сторона, очевидно, доверяя своим службам безопасности, действительно, отрицает вероятность терракта. «Мы проверили все мероприятия по соблюдению безопасности, проведенные перед вылетом, не обнаружено никаких нарушений, ошибок или «проколов» в вопросе безопасности. Нет никаких доказательств, что речь идет о террористическом акте», — заявил министр транспорта Израиля Эфраим Сне. На место катастрофы Израиль направил военнослужащих для содействия в спасательных работах. В стране отмечают, что значительную роль в отказе Израилю в версии террора играет уверенность представителей США, которые заявляют о возможности ошибочного запуска ракеты.

Советник-посланник Посольства Государства Израиль в Украине Зеев БЕН- АРЬЕ сообщил вчера «Дню», что к месту трагедии, кроме самолета с израильскими военными, отбыл корабль израильских ВМС. Из-за отсутствия информации, сообщил Бен-Арье, Израиль продолжает рассматривать все теоретически возможные версии катастрофы. Однако вероятность терракта в связи с уже упомянутыми обстоятельствами фактически невозможна, считает советник-посланник. Но, вообще, от террора, по его словам, не защищен никто. Израилю уже обещано участие во всех мероприятиях по расследованию трагедии. Окончательные выводы относительно возможной причастности украинских Войск ПВО к трагедии, считает дипломат, можно будет сделать только после завершения работы комиссии. «Израильская сторона действует исключительно на основании фактов», — сказал господин Бен-Арье, отвечая на вопросы о том, исключает ли Израиль версию о поражении самолета украинской ракетой.

Припоминая случай в Броварах, когда ракета, запущенная из далекого полигона, попала в жилой дом, психологически тяжело решительно отбрасывать версию ошибки украинских военных.

Сергей СОЛОДКИЙ, Михаил ЗУБАРЬ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ