Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прием подарков по субботам...

Как пополняются коллекции музеев
17 мая, 2006 - 19:31
В МУЗЕЕ РУССКОГО ИСКУССТВА / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО / «День»

Сегодня — Международный день музеев. Как известно, культура — далеко не самая финансируемая государством отрасль, особенно если речь идет о библиотеках или музеях, которые приносят пользу исключительно духовную и денежного эквивалента не имеющую. Музейное дело в нашей стране держится в основном на старых запасах экспонатов и неисчерпаемом энтузиазме музейных работников. Впрочем, в последнее время начали появляться частные музеи, в большинстве своем маленькие, но уютные, зачастую совершенно новые — разрабатывающие пускай очень небольшой, но от того не менее интересный сюжет. О будущем частных музейных проектов, о настоящем крупных украинских музеев, о путях пополнения коллекций мы расспросили директоров музеев и чиновников. В Министерстве культуры и туризма Украины, к сожалению, «Дню» ничего не рассказали — отдел музеев этого учреждения два дня пустовал, зато заместитель министра культуры Крыма уверил, что где-где, а на курортном полуострове музеи востребованы и обласканы вниманием.

Тамара СОЛДАТОВА , ведущий научный сотрудник Киевского музея русского искусства :

— Никаким образом музейные фонды не пополняются — в государственном бюджете на это нет денег. Да, нам иногда дарят свои картины современные художники, но это, будем называть вещи своими именами, своеобразная плата за проведение выставки в нашем музее. Если честно, то в «старопрежние» времена мы такие подарки и не принимали бы. Конечно, у нас специфический музей. Во-первых, русского искусства, а Россия теперь — другое государство. Во-вторых, художественные музеи вообще удовольствие для богатых. Картину не купишь за двадцать гривен, на это занятие требуются миллионы. Потому никогда в нашем государстве не будет частных музеев, которые могли бы стать альтернативой государственным. Век создания «эрмитажей» уже закончен. Говорить об этом смешно. Да, можно сделать интересный «Музей одной улицы» или «Музей иконы». Но это совсем другой уровень, совсем другой масштаб.

Что же касается программ развития музеев, которые периодически принимаются нашим правительством, то на пять лет, то на десять, то еще ни одному музею они не помогли, назовем их прямо — это псевдопрограммы. Лучше бы принимали программы развития не всей отрасли, а какого-нибудь конкретного музея. Может, за пять лет внимания только к одному объекту и смогли бы что-нибудь сделать. Будущее наших музеев представляется мне весьма печальным, с таким отношением государства. Мы нищие и голые. 500 гривень в месяц — максимальная, почти директорская зарплата. Кто пойдет работать за такие деньги? Сам музей может заработать только на свои мелкие нужды, зарабатывать деньги на глобальные цели мы не в состоянии.

Яркий пример, демонстрирующий отношение государства к музеям, — выселение Музея истории города Киева из его здания. Больше всего возмущает тот факт, что здание отобрали для судей — для Верховного суда. Вот такие у нас права защищает Верховный суд, а музеи — абсолютно бесправны.

Тамара ХОМЕНКО , директор Музея истории города Киева:

— Существует несколько путей пополнения музейных фондов. Первый — это дарение. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, киевляне продолжают делать подарки музею — и картины, и книги и многое другое. Например, недавно нашему филиалу — Музею Грушевского, который мы собираемся скоро открыть, известным коллекционером, реставратором, другом музея Федором Зернецким был подарен портрет дочери Михаила Грушевского. Это очень серьезный и очень ценный подарок. Второй путь — это сбор, комплектация коллекций. Каждый научный сотрудник имеет свою задачу, узкую специализацию, один занимается, скажем, какой-то личностью, другой — футбольной командой «Динамо». По своим темам они собирают материал. Деньги на закупки выделяются не системно, но все же выделяются.

У нас сейчас, как известно, очень непростая ситуация. Вот уже два года, как нашей экспозиции нет — она запечатана в коробках. Постройка обещанного нам здания на Институтской,3 временно прекратилась — новый мэр проводит инспекцию. Но все же есть надежда, что в ближайшее время мы получим помещение. Потому что если экспонаты еще чуть-чуть побудут в ящиках, гарантировать их сохранность никто не сможет.

Леонид БЕЛЫЙ , заместитель министра культуры Крыма:

— Крымские музеи пополняются очень активно. В прошлом году наши фонды увеличились на 5600 экспонатов. Главные новинки наших музеев — это предметы археологии, произведения народных мастеров и другие экспонаты. В феврале нынешнего года создан даже новый музей «Чехов и Украина». Однако в музейном деле Крыма много сложных проблем. К своему стыду мы не имеем полнопрофильной экспозиции Крымского краеведческого музея, который называем главным крымским музеем. Над этим сейчас работают коллективы музея и министерства. В запасниках у музея много экспонатов, в том числе золотая коллекция, предметы крымской старины, археологические экспонаты, этнографическая коллекция и многое другое. Музей активно проводит выставки, однако создание постоянной экспозиции сложное идеологически и технологически дело. На очереди у нас также восстановление здания и создание экспозиции крымскотатарского музея. Полагаем, что из экспозиции нынешнего этнографического музея в будущем будут созданы еще несколько самостоятельных очень интересных музеев. В целом министерство старается обеспечить все требования Концепции государственной культурной политики Украины на 2005— 2007 год. Однако для поддержания многих музеев Крыма еще не хватает денег, ведь не везде и не всегда можно заработать достаточные средства. Поэтому проблемой остается также ремонт, реставрация, поддержание технического состояния, выплата заработной платы и другие затруднения. Министерство культуры Крыма считает создание частных музеев перспективным направлением развития культурной сферы — за ними будущее. Я сам принимал участие в создании частного музея Натана Рахлина в Мисхоре. В целом в Крыму уже есть пять частных музеев. Ожидаем, что их количество будет увеличиваться. Уже решено, что в перспективе будет создан частный музей вышивки на базе коллекции народной мастерицы Веры Сергеевны Роик...

Юлия ЛИТВИНЕЦ , главный хранитель фондов Национального художественного музея Украины:

— Пополнение коллекции музея происходит главным образом за счет подарков от самих художников или меценатов, иногда нам дарят работы с художественных выставок. Государство закупку новых экспонатов никак не финансирует. Так за год музей бесплатно получает в среднем около двухсот новых работ. Терять экспонаты, к счастью, не приходилось. Самый большой риск — это все-таки кража, от нее уберечься труднее всего. Картины не портятся, поскольку музей до сих пор в состоянии обеспечить качественные стеллажи, щиты, реставрационные мастерские, обеспечивать помещение электроэнергией. Кроме того, картины все время под надзором реставраторов. К слову, среди наших реставраторов не только старшее поколение, но и много молодых сотрудников.

Виктория ГЕРАСИМЧУК, Ольга ПОКОТИЛО, «День», Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ