Эксперты, между прочим, еще пару лет назад не исключали возможность «национализации по-украински», когда долгожданный инвестор, приватизировав полуживое предприятие, доводит его до состояния банкрота, предварительно вымывая оборотные средства и по-своему усмотрению решая судьбу социальной сферы (детсадов, пионерлагерей, санаториев, домов отдыха и т.д.), приватизированной «в нагрузку» к предприятию. Не исключено, что именно так и вышло.
Теперь о самом интересном, то есть о механизме возврата предприятий. Его, похоже, нет. Если, конечно, многоступенчатым механизмом не считать заявление премьера Валерия Пустовойтенко: «Все будет проводиться согласно законодательству, через Арбитражный суд».
Между тем в своем майском интервью «Дню» и.о. председателя ФГИУ Александр Бондарь заявил, что национализация «возможна лишь на условиях компенсации собственнику всех его затрат на предприятие, возвращаемое в ведение государства». Тогда же руководитель Фонда отметил, что денег у государства нет, а про реприватизацию предприятий-должников можно говорить лишь после принятия соответствующего закона, которого, естественно, до сих пор тоже нет. Очевидно, поэтому эксперты настоятельно советуют ознакомиться со списочком «приговоренных» к возвращению предприятий (которого тоже пока нет) и предполагают, что в нем можно будет отыскать немало объектов с интереснейшим прошлым. Словом, прозрачности реприватизации нечего и ожидать, а в обещания сделать «все честно» — уже не верится.