Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ПРИКОСНОВЕНИЕ к неприкосновенности

За 16 лет независимости украинские законодатели лишили депутатского иммунитета пять своих коллег
21 июня, 2007 - 19:31

Президент призывает кандидатов в депутаты будущего созыва Верховной Рады отказаться от статуса неприкосновенности. Премьер называет инициативу главы государства избирательным пиаром. Оппозиция обещает поддержать предложение гаранта. Коалиция в свою очередь настаивает на том, что вместе с депутатским необходимо упразднить и президентский иммунитет.

Так все же, ликвидация иммунитета народных избранников — демагогия или реально осуществимая перспектива? Депутатская неприкосновенность приводит к депутатской вседозволенности. Так считает Президент Виктор Ющенко. В связи с этим гарант выступает за отмену в Раде будущего созыва депутатского иммунитета. Глава государства считает это действенной «прививкой» от коррумпированности для владельцев депутатских мандатов. И чтобы быть услышанным и нацией, и оппонентами, Виктор Ющенко в среду вечером выступил с рекордно коротким телевизионным обращением, которое целиком посвятил необходимости ликвидации депутатского иммунитета.

«В парламенте создают законы, а не прячутся от них. Со злоупотреблениями депутатским иммунитетом, безусловно, надо покончить. Обществу надоело видеть откровенную демонстрацию безнаказанности и превосходства над законом и над людьми. Отмена неограниченной депутатской неприкосновенности является ключом к преодолению парламентской коррупции», — заявляет Президент. Виктор Ющенко в ходе паруминутного телевизионного спича также послал весьма колкое сообщение главе правительства, который несколько ранее, напомним, назвал «неприкосновенную» инициативу гаранта не иначе как популизмом: «Я был удивлен тем, что премьер-министр Виктор Янукович считает это популизмом. В минувшие годы мы не раз слышали заявления о необходимости ограничить депутатскую неприкосновенность. Ожидаю, что уже скоро его политическая сила вернется к такому подходу».

Оппозиция в лице БЮТ и «Нашей Украины» тот час «на ура» подхватила предложение Виктора Ющенко и пообещала обществу, что в парламенте шестого созыва депутаты этих фракций будут такими же прикосновенными, как и мы с вами — рядовые жители страны.

А вот в коалиции «неприкосновенную» тему воспринимают по-разному. Мнения представителей Партии регионов, СПУ и Компартии в этом щепетильном случае разделились: одни коалиционеры говорят неприкосновенный статус депутата ликвидировать нельзя ни в коем случае (дескать, не готова к этому наша судебная система); другие предлагают — если уж и отменять неприкосновенность, то для всех: и депутатов, и Президента, и судей. Лидер фракции СПУ в Раде пятого созыва Иван Бокий относится ко второй группе. В комментарии «Дню» он заявил: «Конечно, мы обеими руками «за» отмену неприкосновенности, мы, кстати, это давно предлагаем. Но на ряду с депутатской, необходимо ликвидировать и президентскую неприкосновенность. И тогда, поверьте, все у нас будет нормально». «Регионал» Александр Стоян, в свою очередь отмечает: «Отмена неприкосновенности — это не проблема, проблема в том, что у нас нет независимых судей и депутат, который занимает в том или ином вопросе принципиальную позицию неприемлемую «для верхов», может быть немедленно арестован. Знаете ведь: благими намерениями дорога в ад стелится. Поэтому, неприкосновенность нужна хотя бы для того, что бы депутат мог спокойно выполнять свои полномочия. Да, ограничить ее можно, но ликвидировать — нет». Коммунист Петр Цибенко заявляет, что лишать неприкосновенности надо не только народных депутатов, но и Президента, экс-президента и даже… членов семьи главы государства.

Следует отметить, что реализация «неприкосновенной» идеи Виктора Ющенко означает полную или частичную отмену ст. 80 Конституции. Эта статья устанавливает особый порядок привлечения народных избранников к уголовной ответственности. В соответствии с этим порядком, уголовное дело против отдельно взятого владельца депутатского мандата может быть возбуждено только Генпрокуратурой, однако перед этим ГПУ должна получить согласие как минимум 226- ти парламентариев. Для полной или частичной отмены 80-й статьи необходимо внести изменения в Конституцию, а для внесения каких- либо изменений в Основной закон нужно набрать 300 голосов «за». Таким образом, даже если сентябрьская парламентская избирательная компания завершится успешно для пропрезидентских сил, заветных 300 голосов (согласно всевозможным соцопросам) «оранжевые» вряд ли получат в будущей Раде. А нет нужного количества голосов — нет и изменений в Конституцию и, соответственно, ликвидации депутатской неприкосновенности. Представители коалиции Рады пятого созыва в этой связи шутят — депутатская неприкосновенность не шапка, чтоб ее снимать и сожалеют, что не могут запретить всуе использовать «неприкосновенность» как вечную и безотказную предвыборную тему.

Кстати, тема ликвидации депутатского иммунитета не нова. В конце 1990-х годов с инициативой отмены депутатской неприкосновенности выступил Президент Леонид Кучма. Тогда, в ходе общенационального референдума, прошедшего в апреле 2000 года 89% украинцев проголосовали за отмену ч. 3 ст. 80 Конституции, в соответствии с которой народные депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности или задержаны без согласия коллег по парламентскому цеху. Однако результаты всенародного плебисцита до сих пор не имплементированы. Соответствующий проект постановления в 2000 году дважды не получал необходимых в таких случаях 300 голосов. В этом-то все и дело: за лишения статуса людей «над законом» должны проголосовать эти же люди. Это был бы яркий вызов и достойный шаг, но, очевидно, не доросли к этому наши парламентарии. Да и дорастут ли когда-либо вообще?

Ровно шесть лет назад 22 июня под куполом Рады состоялось весьма неординарное событие: отечественные парламентарии путем голосования «сдали» одного из своих, приняв постановление о лишении депутатской неприкосновенности и привлечение к уголовной ответственности депутата Николая Агафонова. Генпрокуратура обвиняла соратника опального экс-премьера Павла Лазаренко в том, что он незаконно получил 24 миллиона долларов из госбюджета в течение 1992—1997 годов, когда был руководителем агрофирмы «Наукова» в Днепропетровской области, а также в сокрытии на заграничных счетах валютной выручки. Агафонова арестовали, но потом выпустили под залог по состоянию здоровья. Затем дело было приостановлено в связи с его болезнью. Николай Агафонов скончался 19 сентября 2002 года в больнице Днепропетровска от инсульта…

Мы не случайно подчеркнули, что снятие неприкосновенности с нынче покойного Николая Агафонова стало неординарным событием потому, что за 16 лет независимости украинские законодатели, помимо вышеупомянутого депутата лишили иммунитета всего четверых своих коллег. Первым был Степан Хмара. «За» соответствующее решение в ноябре 1990 года проголосовало коммунистическое большинство под руководством Александра Мороза. Тогда Хмару арестовали прямо в сессионном зале, после чего он год провел в СИЗО. В ноябре 1994-го депутатского иммунитета лишился депутат Ефим Звягильский. В феврале 1999 года депутаты дали согласие на привлечение к уголовной ответственности Павла Лазаренко, которого на тот момент уже задержали американские правохранители. В ноябре 2000-го неприкосновенности лишился депутат Виктор Жердицкий, которого арестовала полиция Германии.

CПРАВКА «Дня»

Ст. 80-я Основного закона гласит: народным депутатам Украины гарантируется депутатская неприкосновенность. Народные депутаты не несут юридической ответственности за результаты голосования или высказывания в парламенте и его органах, за исключением ответственности за оскорбление или клевету.

Народные депутаты не могут быть без согласия Верховной Рады привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы. Не допускается обыск, досмотр личных вещей и багажа, транспорта, жилья или служебного помещения депутата, прослушивание телефонных переговоров и другие мероприятия, ограничивающие свободу депутата.

Уголовное дело в отношении депутата может быть возбуждено только генеральным прокурором Украины, и оно подлежит рассмотрению ВР. Представление генерального прокурора на привлечение депутата к уголовной ответственности, арест или применение мер административного взыскания в судебном порядке вносится в парламент до предъявления депутату обвинения или дачи санкции на арест, или направления дела об административном нарушении на рассмотрение суда, о чем незамедлительно сообщается депутату. Депутат имеет право принимать участие в обсуждении Радой вопроса о его неприкосновенности.

Полномочия депутата могут быть прекращены ВР досрочно в случае:

подачи депутатом заявления о сложении им депутатских полномочий; в связи с избранием или назначением на должность, занятие которой согласно закону несовместимо в депутатской деятельностью; потери гражданства или выезда на постоянное жительство депутата за пределы Украины; вступления в силу приговора суда относительно депутата;

признания депутата судом недееспособным или без вести пропавшим;

в случае отзыва депутата избирателями.

ГЛАС НАРОДА

82% украинцев уверены, что депутатов Рады следует лишить депутатской неприкосновенности и только пять процентов не согласны с такой инициативой. 13% еще не определились в этом вопросе. Таковы результаты социологического опроса, проведенного недавно Киевским международным институтом социологии (КМИС).

За отмену депутатской неприкосновенности выступают в частности 87% сторонников Блока Юлии Тимошенко, 85% — «Нашей Украины», 79% — КПУ и 78% — Партии регионов.

А КАК У НИХ?

Россия

Депутаты Госдумы РФ обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ и соответствующей палаты Федерального Собрания. Возможность для депутата добровольно отказаться от своей неприкосновенности не предусмотрена. Статус депутата равнозначен статусу любого гражданина, в случае, если он лишен неприкосновенности и его дело рассматривается судом.

Чехия

Ни депутат, ни сенатор не несут ответственности за свое голосование и заявления, сделанные в Палате или в ее органах. Парламентарий не может быть осужден за совершение уголовного преступления без согласия Палаты, членом которой он является. В случае, если Палата даст на это согласие, парламентарий лишается своего иммунитета и тогда ему не полагается специальный статус. Если Палата не даст согласия на возбуждение производства в отношении своего члена, ее решение является окончательным. Парламентарий может быть арестован, если его поймали при совершении преступления уголовного характера или сразу после него.

Германия

Депутат не может быть привлечен к ответственности или арестован за наказуемые правонарушения без согласия Бундестага, за исключением случая, когда был он захвачен на месте преступления или на следующий день. Разрешение Бундестага необходимо также для любого ограничения личной свободы депутата. Всякое судебное делопроизводство, направленное против депутата, задержание или любое другое ограничение его личной свободы по требованию Бундестага должны быть приостановлены.

Депутаты не имеют права отказаться от собственной неприкосновенности.

Дания

Соответственно Конституционному закону, депутат Фолькетинга не может быть обвинен, арестован или задержан каким-либо образом без согласия Фолькетинга, за исключением случая задержания на месте преступления. Обычно такое согласие Фолькетингом выдается. Депутат не может отказаться от собственной неприкосновенности, однако Фолькетинг выражает свое согласие после рекомендации комиссии по Регламенту. Депутаты, против которых ведется юридическое разбирательство, не пользуются специальным статусом.

Италия

Ст. 68 Конституции Итальянской Республики гарантирует предоставление иммунитета парламентарию. Уголовное судопроизводство в отношении парламентария может быть возбуждено без ограничений, однако меры по ограничению личной свободы парламентариев должны быть утверждены Палатой, членами которой они являются. Депутаты не могут отказаться от своего иммунитета. Судопроизводство, проводимое в отношении парламентария, не влияет на его работу в парламенте.

Александр МОРОЗ , (1998 г.):

@TT — Я не был бы против снятия депутатской неприкосновенности, если бы не замечал, что прокуратура используется как механизм для сведения политических счетов и как механизм достижения преимуществ в борьбе между кланами.

Юлия ТИМОШЕНКО , (март 2006 г.):

— Депутатской неприкосновенности быть не должно. Наша фракция уже полгода не слезает с парламентской трибуны, добиваясь отмены закона о полном депутатском иммунитете. Но, к сожалению, фракции «Нашей Украины», «Регионов» и коммунистов провалили голосование по этому вопросу.

Виктор БАЛОГА, (15 июня 2007 г.):

— Предлагаю всем ответственным политическим силам, которые будут принимать участие в избирательной кампании, еще до начала выборов, на партийных съездах объявить о ликвидации депутатской неприкосновенности. Эта средневековая, аморальная норма должна быть отброшена. Такой жест доброй воли только придаст авторитет политикам. Именно это, а не цепляние за осколки власти подтвердит вашу готовность работать на страну, сократит разрыв между сладкими обещаниями и реальностью.

Иван БОКИЙ , (июнь 2007 г.):

— Но почему лишаться неприкосновенности на партийных съездах? Это же делается путем внесения изменений в Конституцию, то есть в Верховной Раде. Предлагаю такой сценарий: Президент торжественно выходит на трибуну и так же торжественно слагает с себя неприкосновенность, а за ним и депутаты, и судьи. Таким образом, и начнется процесс очищения. Что- то типа молебна или крестного хода во главе с Президентом-митрополитом. А дальше не только символическое, но и натуральное сбрасывание с себя вериг, одежды и освящение записи в Конституции.

Николай АЗАРОВ , (февраль 2006 г.):

— Депутатская неприкосновенность — анархизм, который нам не нужен.

Наталия ВИТРЕНКО , (январь 2006 г.):

— С приобретением статуса народного депутата гражданин становится неприкасаемым для правоохранительных органов. Например, убил человека, ограбил государство, получил громадную взятку и совершил должностное преступление — без решения Верховной Рады привлечь к ответственности его невозможно. Депутаты, которые не раз, кажется, готовы поубивать в парламенте друг друга, становятся удивительно покладистыми и держат круговую поруку, если дело вдруг касается их депутатской неприкосновенности. Таким образом, парламент превращается в скопище безответственных и безнаказанных граждан, так называемую «элиту общества», которая устанавливает свои правила, выгодные привилегированные для себя условия жизни. Это, на мой взгляд, безусловно, осознанное построение коррумпированного государства: неприкасаемая власть и бесправный народ.

Василий ЦУШКО , (октябрь 2006 г.):

— Лично я выступаю за ограничение неприкосновенности. Заметьте, что у нас с охраной ходит тот, кто много украл и боится, что у него украденное отберут. А я ничего не украл, и бояться мне некого. Вспомните, когда Кучма арестовывал Юлию Владимировну, как она ратовала за неприкосновенность! А сегодня она говорит, раз демократия в стране, так давайте отменим неприкосновенность. Я не хочу ни той крайности, ни другой. Давайте мы установим один раз и навсегда неприкосновенность только на парламентскую деятельность.

Наталия РОМАШОВА
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ