Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Пришли к компромиссу

5 июня, 2004 - 00:00

Мечта автомобилистов о возвращении старой цены на бензин, похоже, в какой-то мере начинает осуществляться. Вчера Кабинет Министров и руководители нефтяных компаний, работающих в Украине, подписали меморандум о мерах по стабилизации ситуации на рынке нефтепродуктов. Согласно достигнутым договоренностям, в ближайшее время цена бензина А-95 в рознице будет снижена до 2,9 грн. за литр. С компанией «Укртатнафта» достигнута договоренность об обеспечении сельхозпроизводителей дизельным топливом на весь сельхозсезон. Для этого в Украину будет поставлено 200 тыс. тонн дизтоплива по цене 1950 грн. за тонну.

Со стороны «строгого, но справедливого» правительства меморандум подписал первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. На стороне «бедных трейдеров» сыграли Павел Овчаренко (председатель правления ЗАО «Укртатнафта»), Петр Мирошников (президент НК «Альянс-Украина»), Николай Черный (представитель президента НК ЛУКОЙЛ, генеральный директор ПИИ «ЛУКОЙЛ-Украина»), Александр Городецкий (президент ТД «ТНК-Украина»). Подписанты постараются разработать формулу, по которой будет определяться стоимость топлива в зависимости от мировых цен на нефть. Пока же суть договоренностей состоит в том, что нефтетрейдеры обязались пожертвовать своей рентабельностью в пользу сетей автозаправочных станций с тем, чтобы цена реализации бензина А-95 во всей Украине была не выше 2,9 гривен за литр (при цене нефти не выше $225 за тонну).

При этом первый вице-премьер дважды пригрозил: если на какой-то заправке цена будет выше, это будет расцениваться как сверхприбыль и этим начнут заниматься все, кому положено...

А что взамен пообещало нефтетрейдерам правительство? В течение следующей недели будут сняты ограничения на экспорт нефтепродуктов, отменяются предоставленные правительству и региональным властям полномочия по регулированию предельных цен на нефтепродукты. «Включится» ли этот рычаг заднего хода? Во всяком случае, отвечая на вопрос «Дня» о вкладе правительства в достигнутый с нефтетрейдерами компромисс, Н.Азаров назвал уступкой правительства уже то, что оно ведет с трейдерами этот диалог.

Жесткую позицию занял и энергетический вице-премьер Андрей Клюев. Он заявил, что правительство не будет играть в поддавки в вопросах государственной собственности, имея в виду дополнительную эмиссию акций «Укртатнафти». Он также опроверг и назвал «чистейшей воды провокацией» слух о намерении украинского правительства взамен на бензин продать нефтепровод Одесса—Броды.

Впрочем, без того, чтобы наладить общий язык с нефтетрейдерами, Кабинету Министров на рынке нефтепродуктов порядка не навести. Тем более, что уровень проникновения российского капитала в отрасль таков, что воинственность Кабмина выглядит несколько демонстративной.

На последнем заседании Кабинета Министров премьер-министр Виктор Янукович заявил, что меры принимаемые правительством уже дают результаты. По его словам, в некоторых регионах, на некоторые марки бензина рост цен остановлен. Кое-где цены даже немного снизились. На тот момент это были скорее пожелания. Ибо запрет на экспорт светлых нефтепродуктов не принес ожидаемого результата — компании наращивали объемы экспорта с начала года, а потому, временное его ограничение пережили стоически. Джобберам тоже удалось обойти настоятельные просьбы Кабмина — кроме заправочных станций, принадлежащих государственным компаниям, цены никто не снизил. В общем, обещанное вице-премьером Андреем Клюевым 10-процентное понижение цены на бензин не произошло. В качестве инструмента и в значительной мере пугала для нефтетрейдеров использовалась угроза государственного регулирования граничного уровня цен на топливо.

Характерно, что накануне описанной встречи эксперты рынка нефтепродуктов довольно скептически относились к возможной перспективе совместных действий для преодоления кризиса. По их словам, каждая из упомянутых премьером компаний, имеет как минимум одну, но серьезную причину для того, чтобы близкой дружбы с правительством не водить, а поторговаться. В «НК «ЛУКОЙЛ» вряд ли уже забыли о неудаче с «Азмолом». «Татнефть» скорее всего рада была бы напомнить правительству о принципиальной позиции Фонда госимущества по поводу допэмиссии на Кременчугском НПЗ. Ну и, конечно же, еще не стало преданием отвергнутое правительством предложение ТНК — ВР о реверсном использовании украинских нефтепроводов. Что противопоставило этим доводам украинское правительство, пока остается секретом. Хотя, главный козырь, по-видимому, имел примерно следующий вид: «…раз уж они работают на нашей территории, то должны играть по нашим правилам, и не будоражить регионы». Такую позицию правительства озвучил министр топлива и энергетики Украины Сергей Тулуб. Возможно, именно такая тактика и принесла плоды: первые лица Лукойла и ТНК — ВР после встречи с премьером заявили о намерении попытаться помочь стабилизировать рынок. Впрочем, тогда оба утверждали, что ни о каких ценовых ограничениях речь пока не идет и в зависимости от внешней конъюнктуры возможен дальнейший рост цен на бензин. Возможно, главным аргументом нашего правительства были залежи мазута, которые в связи с запретом на экспорт чуть не закупорили все украинские НПЗ. Обнадежив россиян перспективой снятия ограничений на экспорт, правительство решило эту проблему и вынудило идти на уступки и противоположную сторону.

Следить за стабилизацией рынка будет специально созданная рабочая группа во главе с Николаем Азаровым. Слаженные усилия всех участников теоретически должны привести к тому, что в конце следующей недели ситуация будет стабилизирована.

Эльдар СЕЛИМОВ, Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ