Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ПРОЕКТ ДЛЯ ПРЕЗИДЕНТА

8 февраля, 2002 - 00:00

Каждый президент должен оставить о себе память. О времени своего правления. О пространстве, которое видоизменилось вместе с ним. О человеческой благодарности. О взрослении общества на переломном этапе его эволюции. Президент должен оставить символ. И это должен быть рукотворный памятник.

Некоторые президенты строят площади. Увы, наша центральная площадь уже занята. Некоторые президенты строят президент-отели. Но идея президент-отеля у нас, увы, слегка дискредитирована тем, что уже ухвачен для этой цели 3-х звездочный отель, хотя в мире не бывает трехзвездочных президент- отелей. Да и расположен он также не очень удачно. Некоторые президенты создают национальные парки или осваивают новые пространства, которые потом обживаются людьми. Увы, остался нами не освоенным полуостров Крым — ни на предмет флота, ни на предмет санаторно-туристического бизнеса, ни на предмет национального парка. Иначе можно было бы рассчитывать на увековечивание памяти имени нашего Президента, как это было сделано в США, когда мыс Канаверал переименовали в мыс Кэннеди. Правда, потом мысу вернули первоначальное имя.

ЧТО ОСТАЕТСЯ?

Есть редкий по красоте шанс реализовать очень современную идею, опережающую время, продемонстрировать волю и политическую решимость, сделать жизнь многих людей лучше. Причем быстро. Преимущество этой идеи заключается еще и в том, что она сравнительно легко практически осуществима.

Конечно, не мне давать советы президенту. Во-первых, потому что это не очень вежливо. А во-вторых, ну кто эти советы слушает? Но наш президент — человек не обидчивый. Поэтому этот совет можно также рассматривать как вопрос риторический.

СУТЬ

Президенту надо выйти с инициативой построить самый мощный в мире суперсовременный Компьютерный Центр. Из стекла и металла. А еще лучше — из металла наших ракет, ну, впрочем, это на его усмотрение. Это было бы в его духе. Причем, следовало бы самому проект опекать, и осуществить это быстро. Туда отобрать лучших наших программистов, включая хакеров. Их у нас около 120- и тысяч — больших умниц, собирающихся уезжать за границу. Оснастить его первоклассной техникой. Причем, не придется заботиться о его постоянном переоснащении: программисты будут ее тут же, не отходя от рабочих мест, совершенствовать (upgrade).

Мощность Компьютерного Центра может составить 10000 работающих. Площадь — 200 000 квадратных метров. Сметная стоимость строительства $200 млн. Срок строительства 2 года. Объем выполняемых работ и заказов $1 млрд. Предлагаемый проект является новаторско-технологическим и не выглядит излишне затратоемким. Срок окупаемости составит 2 года. Это должен быть большой архитектурный комплекс с фантастически устремленной в будущее конфигурацией, символизирующей опережение времени. На зависть Европе, Америке и Японии. Да и место для него уже есть подходящее.

ЧТО ЭТО БУДЕТ?

Это будет зона прорыва. И начало расцвета. Уже один только анонс такой программы вывел бы Украину из негативного международного PR-тупика. Иностранные инвестиции могли бы составить до $500 млн. К нам потянулись бы не только деньги. Молодые люди — из Молдовы и России, Беларуси и Средней Азии — а куда им еще теперь ехать? Возникла бы мода на программистов. Страна очнулась бы ото сна и перестала бы заниматься только игровой политикой. Получила бы мощный толчок современная наука, на которую никогда не будет хватать бюджетных денег. Президент должен оставить о себе память благодарным потомкам. Он должен оставить им пищу для ума, которого-таки у нас много, и реальную перспективу зарабатывания денег для себя и для страны. Когда же я представляю себе, какая вокруг этого может быть создана инфраструктура, то аж дух захватывает. В этот проект в течение 5 лет могут оказаться вовлеченными 2 миллиона наших образованных соотечественников. Они будут иметь работу, зарплату и перспективу.

ПОЧЕМУ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ВОЗНИКЛО ТОЛЬКО СЕЙЧАС?

Потому что уж больно повод хорош: в 2002 году отмечается 50-летие создания первого украинского компьютера. Этот юбилей надо праздновать не фейерверками над Крещатиком и не спичами, подготовленными речеписцами, а созидательным проектом, родоначальниками которого были Лебедев и Глушков, а благородную эстафету подхватили благодарные и интеллектуально продвинутые потомки.

Наш президент мог бы положить начало замечательной традиции, когда лидер нации не только отвечает на партизанские нападки майоров или оправдывается за самолеты, сбитые генералами. Президент, словно штурман, должен прокладывать путь нации. Предлагаемый мною проект может стать национальной гордостью. Он может стать инкубатором нового поколения программистов. Вы спросите — есть ли аналоги бурного роста компьютерного дела в других слаборазвитых странах? Есть. Индия, Северная Ирландия, Коста-Рика, Китай. Мы тоже можем попасть в мэйнстрим.

КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЭТОМУ СПОСОБСТВУЮТ?

В связи с неспокойной обстановкой в США, где расположена Силиконовая Долина — Мекка программистов, съезжающихся туда со всего мира, выезд туда на ПМЖ в последнее время резко сократился. Во-первых, стало опасно, во-вторых, иммигрантам там уже не так рады, в-третьих, участились судебные преследования программистов, в-четвертых, там в компьютерной отрасли начались процессы конкурентно-политического передела (дело Майкрософта), что сдерживает перспективы молодежи, и наконец, в-пятых, банкротство сотен тысяч интернетовских компаний породило там определенный скепсис.

На фоне этих деструктивных процессов у нас есть шанс вырваться вперед. Тем более, что пиратство чужих программных продуктов надо преодолевать не асфальтовым катком и не втягиванием себя в бесконечную проигрышную дискуссию, а созданием, хотя бы частично, своих продуктов.

КАК ОБЫЧНО ЗАБОТЯТСЯ ПРЕЗИДЕНТЫ О ПАМЯТИ О СЕБЕ, О СВОЕМ ПРАВЛЕНИИ?

Президент Миттеран, спасая Лувр, придумал выстроить на площади перед Лувром стеклянную пирамиду, которая должна была служить подземным входом в мировую сокровищницу произведений искусства. Несмотря на эпизодические протесты историков, что стеклянная пирамида никак не вяжется с каменной дворцовой постройкой, Миттеран в открытом письме нации попросил сделать-таки эту пирамиду, символизирующую то, как нынешнее поколение ценителей красоты не только ее спасает, но добавляет современные технологии. Что не просто красиво, но и удобно людям. И нация с этим согласилась.

Другой президент Франции — Жискар д’Эстен — построил ультрасовременный Научно-технический музей.

Президент Клинтон решил увековечить о себе память созданием самой модерновой в мире Библиотеки. А президент Кэннеди создал космодром на мысе Канаверал во Флориде.

Брежнев строил БАМ, Коль — всемирную выставку в Ганновере, фараоны в Египте — пирамиды. В Бразилии — один президент стал вдохновителем строительства двухсоттысячного стадиона «Маракана», а другой перенес столицу из Рио-де-Жанейро вглубь страны. Также со столицей поступил и президент Назарбаев.


Объездив в последнее время 55 стран, я не мог не обратить внимание на то, как их руководители лихорадочно выискивают шансы превращать слабые звенья в сильные. Выбирают себе достойный объект, приковывают к нему внимание всего мира. Потом сосредотачивают на этом все усилия и гарантируют себе победу. Победу силы воли, духа, экономики, и в конечном счете — все возрастающей всенародной любви. Просто народ любит созидателей.

РЫВОК

Можно, конечно, найти причины, почему этого не делать. Ну, во-первых, где взять деньги? Во-вторых, сколько там осталось до следующих выборов — пусть следующий президент об этом позаботится. В-третьих, народ может не так понять. В-четвертых, чиновники все разворуют и тебя же ославят. В- пятых, скромность помешает.

Владимир СПИВАКОВСКИЙ, Председатель Гильдии Брэндов, кандидат экономических наук
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ