Этот лозунг духовности, сформулированный известным современным философом Эрихом Фроммом, подтверждается культурой со всей полнотой многообразия ее сюжетно заданных ролей человеческой деятельности: от судьбы Мастера, пророка, книжника, музыканта — до биографии поэта, святителя, судьи. В культуре предполагается, что субъекты этих ролей способны подниматься над корыстным использованием своих профессиональных способностей. В подтверждение этого ссылаются на демонстративно-духовную организацию жизни культовых сообществ, например, в регионе горы Афон, в быту которой полностью исключаются деньги и денежные отношения.
На основании таких прецедентов люди-прагматики, занятые обеспечением потребностей населения (в первую очередь, в продовольствии), иногда спрашивают не без полемического задора: «Зачем тратить миллионы на развитие культуры, если ею нельзя накормить людей?». Этот действительно важный вопрос и стал предметом беседы нашего корреспондента Игоря Сюндюкова с выдающимся украинским философом, постоянным автором и другом «Дня», лауреатом Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко, профессором Сергеем Борисовичем КРЫМСКИМ. Вот о чем рассказал уважаемый профессор.
С ПОМОЩЬЮ КУЛЬТУРЫ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СОВЕРШАТЬ ТЕ «ПЛАВАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ», КОТОРЫЕ ПОЗВОЛЯЮТ ЕМУ ВЫПЛЫТЬ ИЗ ЛЮБЫХ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ
— Сергей Борисович, в наш жесткий, практический век не такая уж малая часть наших читателей сочтет «конкретную» постановку вопроса: сначала поднять экономику, накормить людей, а потом уже говорить о культуре — вполне обоснованной и правомерной. Насколько дальновидна, на ваш взгляд, такая точка зрения, какие аргументы за и против тут можно привести?
— Осветить эту проблемную ситуацию доказательно можно лишь ссылками на историю человечества. Они свидетельствуют, что человек, ограниченный только обеспечением текущих потребностей желудка, никогда не преодолел бы животное наследие своих предков, не открыл бы себя в новом мифологически очарованном мире мечты, фантазии, любовных чувств, алкания небес и красоты. Культура также является производством, но производством духовным. Если материальное производство создает товары, то духовное — человеческие качества.
Показательны в этом отношении археологические факты исследования пещерного комплекса Ласко в Альпах, фрески которого относятся к событиям 15-тысячелетней давности. Первобытные обитатели комплекса добывали охру, то есть окислы железа, но они были необходимы не для получения самого железа-материала, который определил технический прогресс, а для выделения красной краски, используемой во фресках, и для формирования аналогового мира мифологических уподоблений своего тела природным стихиям: быть, как солнце, как огонь, как день, как кровь (символ жизни). Иначе говоря, перспектива изготовления железных орудий, которые позволили вести индивидуальное хозяйство и создать цивилизацию металлической эпохи, оказалась вторичной относительно удовлетворения эстетических потребностей, возникновения искусства и его человекосозидающих функций. Ведь культура раскрывает безграничность внутреннего мира человека, который, по выражению Гете, выступает «природой изнутри». С помощью культуры человек может совершать те «плавательные движения», которые позволяют ему выплыть из кризисных ситуаций.
Известно, например, что в XIV столетии нашей эры человечество оказалось в тяжелом, кризисном состоянии. Чума, «черная смерть», выкосила половину населения Европы, упало сельское хозяйство, началась нехватка хлеба. Но на эти тяжелые обстоятельства люди Нового Времени ответили невиданным по масштабам и глубине культурным строительством. В это время возникает гениальная живопись Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициана, Боттичелли. Появляется новое гуманистическое мировоззрение — вера в божественные силы человека. Статуи Давида, Самсона, Георгия Победоносца убеждают в титанизме деяний человека. Оформляется широкая сеть университетов Рима, Болоньи, Ватикана. Появляются люди «магеллановой крови» — героической авантюры, открывшие новые торговые пути. Создается огромный финансовый рынок произведений искусства, который и поныне остается наиболее надежным средством сбережения и накопления капитала. Время «экспроприируется» у Бога и становится функцией часовых механизмов городских башен. Возникает банковская формула «время — деньги», ставшая идеологической предпосылкой создания капиталистической формации.
КУЛЬТУРА ГЕНЕРИРУЕТ КРИТИЧЕСКУЮ МАССУ ИНИЦИАТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
Активным фактором Возрождения (Ренессанса) была и остается культура с ее системой образования. Она генерирует критическую массу инициативных людей, способных преодолеть кризис, которые, подобно тому, как лошадь в бурю знает дорогу, чувствуют, куда вложить капитал, направить свою активность. И никакие программы или проекты не могут конкурировать с этой активностью.
— А как проецируется изложенная вами качественно новая духовная картина мира на нашу страну, на Украину?
— Аналогичная картина выхода из кризиса усматривается в том состоянии, в котором пребывала Украина в годы Руины (1658—1676), после вооруженной борьбы Богдана Хмельницкого. Эта эпоха показала несамодостаточность военно-кавалерийских средств решения национальных проблем. Условия формирования гетманского государства как субъекта европейской истории потребовали социально-культурного осмысления значения и места вооруженной борьбы. Тем самым обнаружилась двойственность национальной идеи, которая требовала как государственного строительства, так и раскрытия духовных средств национального возрождения, органического соединения воинских достоинств с духовными и моральными ценностями, как этого требовали рыцарская практика и рыцарские деяния.
Соответственно, в Украине эпохи Руины распространяется идея Слова как «меча духовного», о чем писал Лазарь Баранович в своих проповедях «Меч духовный». С другой стороны, после выхода в Киеве украинского перевода поэмы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим» начинается пропаганда идеологии рыцарства, которая порождает обширную литературу, от произведений Ионаникия Галятовского до очерков Антония Радивиловского, казацких летописей и стихов Дмитрия Туптало.
Поиски выхода из Руины стимулировали грандиозный проект Петра Могилы, Феофана Прокоповича, Мелетия Смотрицкого, Кассиана Саковича и других украинских мыслителей. Этот проект предполагал синтез западноевропейской и восточнославянской культур, переход в образовании на «латинскую ученость» как средство учета мирового опыта, формирование Киево-Могилянской академии как национально-духовного центра Украины.
В русле этого проекта в Украине возникает фундаментальная система барокко — международного стиля развития европейской культуры. Его значение определялось тем, что он, по мнению Дмитрия Чижевского, совпадал со многими особенностями украинского менталитета. И хотя этот стиль претендовал на цивилизационную универсальность, эта претензия оказалась в Европе ограниченной Контрреформацией — второй волной схоластики, которая деформировала античную концепцию человека. В Украине же, напротив, эта концепция утверждалась национально-освободительной борьбой, выдвигавшей на первое место человека в статусе героя, национального вождя, духовного лидера, всесословного персонажа. Тем самым в украинском социуме возникает особый тип личности, обозначаемый обычно «люди барокко».
Это были люди драматической судьбы, персонажи той героической авантюры, которая преодолевает дистанцию между мечтой и реальностью, люди, наделенные способностью подняться над однообразием быта к высоким идеалам. По выражению Гоголя, эти люди «мерили расстояния слышимостью выстрела» (поехать на один-два выстрела); никто из них не хотел быть зрителем мировой драмы, но только ее актером. Показательно, что в это время в стране распространяются панегирические гравюры этих «людей барокко» с надписями на латыни plus et ultra («больше и выше»).
КУЛЬТУРА СТАЛА МОЩНЕЙШИМ ФАКТОРОМ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОГРЕССА УКРАИНЫ
— Вероятно, можно назвать конкретные имена, воплощавшие этот удивительно яркий тип личности?
— Этих людей представляли, например, Иван Мазепа, Петр Могила, Петр Сагайдачный, Иван Выговский, Даниил Апостол, полковник Миклашевский и многие другие. Эти люди эпохи «мазепинского барокко» знаменовали превращение верхушки казачества в господствующий класс гетманского государства, осуществляли волю к зажиточности, переход от пропаганды «святой бедности» к античной идее «золотой середины», божественного покровительства ценностному успеху в делах.
В контексте барокко в Украине возникает массовое искусство национальной школы гравюры (О. и Л. Тарасевичи, Иван Мигура, Г. Левицкий), которая, вопреки западноевропейской интерпретации барокковых сюжетов на основании сцен смерти, казней, пессимизма, изображает мир как цветущий сад жизни, пропагандирует онтологический оптимизм. Распространяется идея красоты как онтологического гаранта существования Бога. В XVIII столетии в Украине появляется и музыкальная гимнография (искусство создания гимнов).
— Но ведь это был не просто качественно новый образ человека — появление таких людей оказало весьма существенное воздействие на исторический процесс и в политическом, и в экономическом измерениях...
— Эти социально-культурные достижения Украины эпохи барокко не только способствовали выходу из состояния Руины, но и утверждали борьбу за независимость украинского народа — ту независимость, противники которой искали альтернативу в нападках на факторы, способствовавшие национальному освобождению (то есть факторы культуры, науки и искусства, высоких духовных ценностей).
Культура тем самым стала колоссальным, мощнейшим фактором национального прогресса украинского народа. Дело в том, что культура является домостроительной, созидательной деятельностью, которая заряжает людей не только своими прагматическими возможностями в сфере образования, туризма, различных фестивалей и т. д., но и в силу самоутверждения личности характеризует ее субъективность, интимные механизмы превращения внешних социальных законов во внутренние императивы, способствуя тем самым возникновению законов без атрибутов наказания.
СВОБОДА ВЫБОРА ПУТИ И КУЛЬТУРА
— Но значение культуры не исчерпывается даже и всем сказанным. Исчерпать роль культуры в жизни общества поистине невозможно — всегда остается ощущение, что чего-то не охватил...
— Очень важно, что культура создает многообразие свидетельств социально-жизненного опыта людей, сама выступает как способ построения их жизни на опыте минувших поколений. Культура формирует свободу выбора пути в кризисных ситуациях судьбы. Например, шиллеровские сюжеты в литературе показывают, что всякий союз представителей элиты с неблаговидными людьми (при всей, казалось бы, ситуативной полезности таких союзов) обязательно оканчивается предательством, злобными подвохами, и притом без всякой личной выгоды для предателей — просто из удовольствия навредить! А шекспировские трагические пьесы (например «Король Лир») показывают обремененность власти опасностями, иногда смертельными.
Не случайно в архаические времена вожди носили «амулеты смерти»! Ведь их самих, прежде чем они начинали верховодить, сажали на высокое дерево и трясли «всем миром» — если не упадет, то только тогда имеет право руководить...
Обращает на себя внимание, например, роман Дефо «Робинзон Крузо», который демонстрирует людям список тех спасенных вещей с тонущего корабля, которые являются средствами выживания в аварийных ситуациях. Собственно, и всю культуру можно рассматривать как «список спасенных вещей».
Культура не гарантирует, конечно, моральную перестройку людей, но обладает достоинством убедительного мотива человека — для себя самого сделать гуманистический выбор: достойно существовать перед соблазнами прагматических ценностей. Она позволяет человеку взвешивать себя на «весах Иова», весах веры в справедливость. Человек, который взвешивает себя на этих весах, по крайней мере, заколеблется в своих греховных намерениях в погоне за наживой перед взыскательными глазами апостола Павла в знаменитой фреске на стене киевской Софии. И если не обязательно станет таким, каким должен быть, то останется таким, каким может быть.
— Но можем ли мы говорить в этом контексте о всесилии культуры, о ее безграничных, исключительных возможностях в жизни социума?
— Конечно, культура — не панацея, не гарантия выхода из кризисных ситуаций, но она — открытие, перспектива, призыв и укор, который лишает человека морального комфорта в случае греховного поведения.
ПРОГРЕСС ДУХА И ПРОГРЕСС ЭКОНОМИКИ: НЕОЧЕВИДНАЯ СВЯЗЬ
Отсюда, конечно, не следует альтернативность культуры и хозяйственной активности. Так, Петр Могила, который стал в XVII веке духовным вождем Украины, автором проекта цивилизационного будущего нашей страны, проповедовал в духе реформационных идей сочетание «духовного» и «частного» капитала, ограничение аскетизма формированием праздничного состояния души. В своем знаменитом «Требнике», ставшем настольной книгой украинского православия, он предпринимает легитимизацию всех праздников украинского народа, действующих и поныне. Под этим углом зрения становится понятным то обстоятельство, что Контрактовый дом в Киеве, в котором устанавливались мировые цены на хлеб, стал и концертным залом, где Ференц Лист исполнял свои композиции на украинские темы. Ведь, как известно, музыка усиливает творческую активность человека. И потому киевский магистрат, осуществлявший магдебургское право во внешней торговле Украины, финансирует на постоянной основе симфонический оркестр для обеспечения праздничных ритуалов ремесленных цехов города. В архивах сохранились шутливые записи о музыкантах этого оркестра: «Лейбович б’є на тулумбас, і грає скрипку контрабас».
Сказанное не исключает и того, что сама культура может превращаться в бизнес, как это видно на примере массовой культуры. Здесь сказывается то обстоятельство, что культура преломляет неизбежную субъективность человека, крайне важную для учета в коммерческой деятельности, поскольку она питает активность человека, позволяет манипулировать культурными ценностями как в негативном, так и в позитивном плане.
Здесь уместно сослаться на такой эпизод. Одна американская фирма, расположенная в многоэтажном здании, столкнулась с проблемой своевременного распределения своих служащих в начале рабочего дня, у лифтов возникали очереди, что нарушало график. Тогда совет директоров принял решение оборудовать дополнительные лифты, но стоимость перестройки оказалась настолько высокой, что отяготила бюджет. Поиски решения натолкнули руководство на неожиданный проект группы дизайнеров. Они предложили не заниматься дорогостоящим строительством, а разместить в нижних холлах здания многочисленные зеркала, считая, что женская половина служащих обязательно задержится перед своим зеркальным образом для поправки внешнего вида. Это и создаст необходимое время для «рассасывания» очередей.
— А дает ли, по вашему мнению, современное состояние культуры основания для оптимистического взгляда в будущее?
— Субъективность культурного восприятия времени может инициировать самые неожиданные положительные решения. Следует иметь в виду и то, что культура содержит отработанные веками формулы типа «в начале было дело», «знание — сила», осознанное использование которых вовлекает в прагматическую деятельность дух мудрой рассудительности, противной всякой агрессивности и мелкотемью.
Уже в VI—V в. до н. э. духовный оракул Китая Конфуций на вопрос: «Можно ли найти одно такое слово, которое выражает позитивный смысл всех философий и религий?» — ответил: «Такое слово существует. Это слово — взаимность». Это слово и стало ключевым для Папы Римского Иоанна Павла II в его последней энциклике о создании «цивилизации любви», о которой и мечтают все люди планеты.