Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Профессор Сергей КРЫМСКИЙ: «Проблема дефицита человеческих качеств стала в наши дни как никогда актуальной»

9 февраля, 2007 - 00:00

Современная мировая цивилизация вообще (и Украина как ее составляющая в том числе) временами напоминает сверхсовременный межконтинентальный океанский лайнер, с фантастической, всевозрастающей скоростью плывущий к берегам Антарктиды и пытающийся на такой немыслимой скорости маневрировать между огромными горами льда, которые буквально с каждой минутой угрожающе вырастают в размерах... К тому же капитан этого корабля и многочисленный экипаж очень уверены в себе и крайне амбициозны, а пассажиры трагически разобщены (и по социальным, и по расовым, и по мировоззренческим параметрам). Очевидно, в таких экстремальных — но далеко не всеми осознанных именно как экстремальные — условиях особое значение приобретают определение курса и его коррекция; мы все должны осознать, где, в какой точке временной, культурно-цивилизационной и научно-технической «системы координат» находимся и куда следовать далее.

Здесь особая роль принадлежит такой уникальной науке, как философия. С «Днем» уже много лет творчески сотрудничает (и мы гордимся этим!) выдающийся украинский ученый, доктор философских наук, профессор, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко за 2005 год Сергей Борисович Крымский. Новое интервью с Сергеем Борисовичем, предлагаемое вниманию читателей, это и разговор о самом главном в нашей жизни, и анализ противоречий, достижений, побед и опасных просчетов современного мира, и ретроспективная оценка итогов ХХ века и третьего тысячелетия, и прогноз будущего... Все это, как легко убедиться, изложено точным, образным, пусть не всегда легким языком вековой мудрости, изложено человеком, чья энциклопедическая эрудиция не может не поражать.

— Глубокоуважаемый Сергей Борисович! Каждый символический рубеж времени (в том числе и недавно наступивший 2007 год) — это своего рода духовный толчок к раздумьям, углубленному анализу и осмыслению того нового, что принес в нашу жизнь уходящий год. У вас, как у ученого-философа, очевидно, свой подход к этой проблеме, не так ли?

— Григорий Сковорода считал, что человек по своей природе является странником. Причем, как был убежден наш великий философ, каждый человек путешествует не только в пространстве, но и во времени, переходя из одной «земли» в другую, и для него меняются не только страны, но и знаки времени. Этими знаками времени всегда были, в первую очередь, смены старого года новым. Такие смены никогда не были чем-то ординарным ни для одного народа, ни для одной эпохи.

«Я УБЕЖДЕН: ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН ТОГО, ЧТОБЫ ЖИТЬ С ИЗБЫТКОМ — ИЗБЫТКОМ ДОБРА, ПРАВДЫ, КРАСОТЫ»

При всей повторяемости новогодних событий люди всегда отмечали их праздниками (независимо от датировки отсчета Нового года). А праздники традиционно рассматривались как время, особо благоприятное для общения с высшими силами, с Богом или Абсолютом. И потому люди на пороге каждого наступающего года задумывались о том, что они сделали или не сделали в году ушедшем, насколько приблизились к своим идеалам или удалились от них, каковы их моральные оценки. Вот и в начале недавно наступившего 2007 года невольно хочется, чтобы такие этические достоинства, как твердость в истине, мудрость, готовность противостоять хамству, верность нетленным и высшим началам жизни, человеколюбие, любовь как поиск надежного центра бытия за пределами собственного «я», — чтобы все эти достоинства были бы, образно говоря, записаны огненными буквами в душах людей, стали бы напоминанием и предостережением на Валтасаровом пире современности. (Поясним на всякий случай читателю, что Сергей Борисович Крымский имеет в виду классический сюжет из Библии.

В ветхозаветной Книге Пророка Даниила рассказывается о зловещих знаках, которые некая загадочная огненная рука начертила на стене царского дворца в Вавилоне в разгар грандиозного пира, который затеял царь Валтасар. Расшифровать знаки смог только юный пророк Даниил, который и сообщил пришедшему в ужас царю их смысл: за свою слепоту, безумную гордость перед лицом Господа он, царь, будет покаран. Валтасар уже взвешен на весах судьбы и найден легким, жить ему осталось только несколько часов, а царство его разделят соседи-враги. Так и случилось: к утру царь был убит. — И.С.

Я убежден: человек достоин того, чтобы жить с избытком — избытком добра, правды, красоты. Тем более актуальным именно для наших дней остается лозунг развития человеческого в человеке, обуздания ненависти, осознания ненормальности зла и необходимости партнерства, солидарности. Если угодно, той Взаимности, которую еще Конфуций считал главной категорией человеческой духовности и самого человеческого бытия.

Еще более ответственно к партнерству людей призывает христианство. Здесь мне хотелось бы убедить читателей в положении, которое при всей своей проблематичности достойно того, чтобы называться моральной максимой. Конечно же, партнерство не исчерпывает всех отношений людей; естественно, существуют и враждебные силы, угрожающие обществу и нравственности, нарушающие принятые нормы социальности. Но если от конкретного человека зависит объявить кого-либо своим личным врагом или нет, то всегда предпочтительнее не делать этого! Нельзя умножать потенциал враждебности в социуме и тем самым способствовать умножению зла.

Проблема дефицита человеческих качеств стала в наше время как никогда актуальной. Иллюстрацией здесь может служить притча, авторство которой принадлежит Адаму Мицкевичу. Эта притча связывает безопасность нашего образа действий с моральностью, солидарностью и готовностью к преодолению трудностей. Суть притчи такова. Буря застала в море крупные корабли и рыбачьи лодки. Ясно, что крупные суда имели гораздо больше шансов выстоять в шторм по сравнению с мелкими. Но реальная картина оказалась обратной ожиданиям. Надежда на технику, которой тешили себя пассажиры крупных кораблей, ориентация исключительно на приборы и полная уверенность в средствах спасения — все это привело к ослаблению чувства опасности, сложилась атмосфера беспечности, развилось пьянство и укрепилась самоуверенность. А когда буря сломала приборы, создала реальную угрозу жизни — эти пассажиры дали волю эмоциям, стали искать выход в выяснении отношений! Все усилия были направлены на установление виновных в аварии. Тем самым были парализованы сотрудничество и выручка; все это снизило шансы на спасение — крупные корабли погибли.

А в это же время команда рыбачьих лодок благодаря своему опыту стойкости к невзгодам, готовности к взаимопомощи, вековым навыкам ориентации с помощью звезд, а не по циферблатам, оказалась способной противостоять стихии, и потому эти люди выжили. Таким образом, ставка на человеческие качества, надежда на собственные силы, а не на внешние факторы оказываются эффективными средствами противостояния бурям (в том числе и политическим!).

НАСТУПИЛА ЭПОХА «ОТКРЫТИЯ ЧЕЛОВЕКА»

— Но «бури» в интерпретации Мицкевича — это ведь понятие остросовременное, актуальное, а не отвлеченно-символическое...

— Это особенно важно подчеркнуть в эпоху, которая (если иметь в виду ХХ столетие) объявляется, как провозглашал французский философ Фуко, «эпохой открытия человека». Такое открытие постмодернисты связывают с раскрытием роли в индивидуальном сознании человека «своего другого». Имеется в виду акцентирование внутри зрелого сознания того состояния, которое держит человеческое «я» под постоянным «обстрелом» его возможных действий и ошибок. Причем ценность постоянного «диспута с собой» существенно высока и для науки, которая оказалась в настоящее время перед лицом новых фундаментальных проблем, от которых зависит будущее человечества.

— Хотелось бы, чтобы Вы остановились на этих проблемах подробнее — ведь роль современной науки и ее влияние на судьбу человечества поистине трудно переоценить.

— В последние годы на наших глазах осуществилось подлинное чудо — использование сверхсовременных квантовых технологий, позволяющих человеку манипулировать отдельными атомами и тем самым программировать получение любых материалов и любых веществ. Речь идет, если угодно, о «божественной способности» складывать любые тела. Возникла нанотехнология, «работающая» в объемах одной миллиардной части метра. Мы можем говорить, таким образом, о новом слое реальности между микро- и макромиром. В результате начала развиваться индустрия конструирования бытия. Открылась возможность создавать микропроцессоры, триггеры, диоды, транзисторы и т.д. небывалого ранее качества — молекулярного размера. А это позволило при исследовании физиологических процессов в человеческом организме получать информацию на субклеточном уровне, вводить наноанализаторы в сосуды, в любые органы тела. В итоге исследование больного превращается в постоянно действующую информационную систему оценки его состояния. Более того, нанотехника открыла новые временные ритмы человеческой жизни, ибо она минимизирует исследование времени и тем самым придает существенное жизненное значение все меньшим масштабам истории.

МЫ — СВИДЕТЕЛИ НЕБЫВАЛОГО УСКОРЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ИСТОРИИ

Причем минимизация временных процессов входит в контекст ускорения мировой истории, который характеризует прогресс человечества — от «исторического нуля» (раннего антропогенеза), когда 800 тысяч лет существенно не менялись орудия труда, и до воистину кинематографической скорости временных ритмов начала ХХI века. А иллюстрацией этого может быть резкое изменение времени межкультурных взаимодействий. Конкретно речь идет о следующем. Если до ХIХ столетия верхняя временная граница межконтинентальных взаимодействий народов определялась в единицах измерений до одного года, а во внутренних коммуникационных связях (в национальном масштабе) измерялась скоростью конного транспорта, то в ХХ столетии подобного рода взаимодействия измеряются уже в часах, а в ХХI столетии — даже в минутах (если иметь в виду интернет-экономику и планетарные информационные системы). То есть имеются основания утверждать: образование «мировой паутины» интернета открыло виртуальный аспект истории, возможность «разыгрывания» реальных экономических, культурных и политических процессов, огромного набора самых разных сценариев исторического действия, создало своего рода «гипертексты» мировых событий. Это значит, что условием развития любых предметных практик стала не столько «вещественная составляющая» истории, сколько информационные факторы в статусе стимула самой экономики. Формируется «социум знаний», который находится в таком потоке изменений, когда приобретают значение даже самые миниатюрные сдвиги и возникают блипы (мелькания) событий.

— Что же в итоге дает человеку описанная вами великая научно-техническая и социальная революция, как она влияет на его сознание?

— В результате персонажем истории становится феномен неожиданности (!). Это не хаос и не случайность, а следствие такого «наложения» многообразия деталей в информационном потоке истории, когда ускорение исторических изменений быстро превращает детали в очень существенные факторы. Общество стало существенно меняться, не только в «большом», историческом, но и в «малом» времени одного поколения людей. Особенно наглядно ускорение времени сказывается в технологиях производственного и социального развития.

Дело заключается в следующем. Если прибегнуть к «обратной перспективе» анализа радикальных изменений истории человечества — от сегодняшнего дня вплоть до начала ХХ столетия — то, следуя новейшим открытиям, нужно начать с недавнего появления технологии программирования самой субстанции средствами нанотехники. Об этом я уже говорил. Это следует охарактеризовать как качественно важный переворот в науке, в производительных силах общества. Но еще за два года до этого человечество открыло «темную материю» и «темную энергию» Вселенной, которые (это поразительно!) доминируют в мире, оставляя видимыми только 4% «мирового пространства». Значит, вплотную к «нанотехнологической революции» примыкала революция в космической астрофизике и термодинамике («детерменированный хаос» в синергетике). Но и этому перевороту предшествовало (на 5 лет ранее) создание «мировой паутины» — интернета, образно говоря, «мозга планеты», а также, что очень важно, «глобализация» демократии, когда подавляющее большинство государств стало на демократический путь развития.

НА НАШЕМ ВЕКУ СОВЕРШИЛОСЬ БОЛЬШЕ РЕВОЛЮЦИЙ, ЧЕМ ЗА ВСЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Цепь великих научных (и социальных) революций не прерывается и на этом. В середине ХХ века возникает космонавтика, благодаря которой человек, по выходе из космического корабля, сам впервые стал небесным телом. В те же десятилетия в мире стали набирать силу глобализация и «мировая социальность». В непосредственном временном соседстве (в середине ХХ столетия) с космической эрой стоит возникновение атомной промышленности.

Значит, получается, что на нашем веку совершился не один научно-технический и социальный переворот, а больше революций, чем за всю историю человечества. И все это произошло в отрезке всего 50-ти последних лет! Но ведь именно такое протяжение времени всегда характеризовалось как «современность», в отличие от «прошлого» и «будущего». Не случайно даже тайные документы рассекречивались именно по истечении 50 лет, то есть тогда, когда современность становилась прошлым временем. Но я хотел бы подчеркнуть: в наше время то, что мы называем современностью и меряем длительностью в полстолетия, получает размерность эпохальной истории, и может быть даже расценено как целая эра смены типов цивилизаций. При современной скорости исторических процессов 10 лет уже вмещают эпохальные события, а 20 лет оказываются уже не современностью, а постсовременностью.

Если мерять мировую историю скоростью временных процессов современности, то получается воображаемая модель исторической ретроспективы, когда 50 тысяч лет можно условно представить 50-ю годами. Тогда возникает такая картина. «10 лет» назад, по подсчетам американского социолога Платта, люди вышли из пещер. 5 лет назад возникла письменность, 2 года назад были открыты законы механики; полгода назад возникло книгопечатание, один месяц назад изобрели паровую машину; лишь две недели назад появились самолет и радио, на прошлой неделе человек облетел Землю, а несколько часов назад появился компьютер... Иначе говоря, скорость процессов мировой истории такова, что наша современность (условные пределы которой — 50 лет) стала эквивалентной по насыщенности уникальными событиями всей предшествующей мировой истории, вместе взятой. Это значит, что ныне живущее старшее поколение представляет наиболее значимую часть общественного развития человечества. Отсюда следует очень важный вывод. Поскольку история начинает «сжиматься» до жизни одного поколения, то человек выступает уже не только творцом истории, но и ее ареной.

Таким образом, история в нашу эпоху все более становится «внутренней историей» человека. Человек предстает универсальной сущностью и оказывается, перефразируя выдающегося французского философа Тейяра де Шардена, не только картой в мировой игре, мировой драме, но и ставкой и выигрышем этой игры. Мы видим, как на первый план в нашу эпоху выдвигается так называемый «трансперсональный феномен» — то есть, проще говоря, индивидуальное сознание современного человека все больше ориентируется на общечеловеческие, общезначимые представления и чувства. Это: вера, солидарность, любовь (человек в ней ищет абсолютный центр бытия за пределами самого себя, своего «я»), и, конечно, свобода — в первую очередь и в особенности свобода внутренняя как непременное условие свободы политической, внешней.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ЗАДАЧЕЙ УКРАИНСКОГО СОЦИУМА ЯВЛЯЕТСЯ СОЗДАНИЕ ПРОЕКТА НАЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

— Все, о чем вы говорите, очевидно, самым непосредственным образом касается именно нашей страны и нашего общества?

— Что касается последних событий в Украине, то они, на мой взгляд, еще раз подтверждают общемировую тенденцию: в первоочередном порядке необходимо развивать гражданское общество. Профессиональная политика становится все более сложной, а парламентско-президентская модель власти демонстрирует необходимость ее эффективного дополнения общественными институтами. Особую роль, как мне представляется, могут сыграть общественные надстройки на бизнес-структурах — и бизнес- объединения, которые в состоянии были бы создать неправительственные организации, где зарплата сотрудников была бы ощутимо выше, чем средний уровень оплаты чиновников в государственных учреждениях. Тогда гражданское общество стало бы более весомым, нежели чиновничий аппарат. Фундаментальной задачей украинского социума является, на мой взгляд, создание широкого Проекта национального развития. Об этом хотелось бы сказать хотя бы несколько слов.

Имеется в виду не свод экономических показателей, а осознание важности тех решающих факторов, которые, собственно, и творят экономику, двигают ее, формируют общественное основание экономического развития. Это — образование, наука, инновации, идеологические ценности. В таком Проекте можно не рассматривать все аспекты экономической жизни — не стоит уподобляться создателям огромных пятилетних планов советской эпохи, но нужно особо выделить «социальный узел», «социальное звено» прогресса экономики. Это примерно так, как в США в 60-е годы, будучи встревоженными своим отставанием от СССР в космической гонке и в качестве образования, поставили «во главу угла» экономической политики интеллектуализацию производства, развитие университетских центров, научно-технических парков, развитие компьютерной техники. То есть все то, что позволило американцам это отставание (а оно было реальным, а не выдуманным!) достаточно быстро ликвидировать.

Мне кажется, что именно подобный подход мог бы быть использован для создания Большого Национального проекта развития украинского социума, что и позволило бы нашей стране в полной мере реализовать потенциал современного информационного «общества знаний». На мой взгляд, для этого необходимо решить следующие, наиболее важные для страны задачи. Во-первых, обеспечить развитие национального и социального капитала. Во-вторых, сделать все возможное для системного возвышения украинской культуры в контексте европейских ценностей. В-третьих, использовать богатейший и в высшей мере поучительный многовековой опыт украинской истории для актуализации национального менталитета, формирования национальной элиты, способной действительно достойно служить своей стране и жить для нее. В таком ракурсе Проект развития украинского социума оказался бы сопричастным национальной идее Украины. Роль и участие в создании этого Проекта развития нации, превращения ее в один из центров социального прогресса могли бы послужить важнейшим критерием оценки тех или иных политических партий и сил в их борьбе за политические полномочия. Сказанное пока не поднимается выше «гипотетического уровня» — и все же очень хотелось бы верить в возможность реализации очерченных выше идей.

— Есть ли, на ваш взгляд, основания для оптимизма в наступившем году?

— Отвечу коротко. Я хотел бы напомнить, что 2007 год характеризуется по восточному календарю символом хорошо известного животного (кстати, «в силу» этот календарь вступает именно сейчас, 17 февраля!). Многие считают это животное малоприятным и не очень почтенным. Я же посоветовал бы читателям «Дня» помнить одну остроумную немецкую пословицу: «Нет такого свинства, из которого нельзя было бы вырезать кусок ветчины!».

Беседовал Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ