1910
12 марта — компания «Моушн Пикчерз» впервые обнародовала фамилию актрисы Флоренс Лоуренс (раньше известной как «Девушка из Байографа»), положив начало системе «звезд».
22 апреля — в Немецком театре состоялась первая постановка спектакля-пантомимы «Сумурун» Фридриха Фрекса по мотивам «Тысячи и одной ночи» в постановке Макса Рейнхардта. В этом спектакле впервые в истории мирового театра режиссер использовал прием театра кабуки «ханамити» («дорогу цветов»). В спектакле на фоне иронически воспроизведенного «самаркандско- бухарской роскоши костюмов» и «застывшей музыки» сценических конструкций (нагромождение стен, минаретов, стремянок, залов, шелковых завес, ковров, восточных базаров, гибких босоногих женщин в браслетах, зеленоголовых евнухов, темнокожих слуг с веерами) разворачивался сюжет с побегами и погонями, поединками и страстной любовью. Вскоре после премьеры состоялись триумфальные и коммерчески удачные гастроли спектакля по столицам мира — Нью-Йорк, Париж... Что же касается ханамити — дороги цветов — впервые использованной Рейнхардтом в европейском театре, с тех пор она навсегда вошла в арсенал выразительных средств современного театрального искусства.
24 августа (6 сентября) — первая постановка пьесы «Последние» Максима Горького в Германии в режиссуре Макса Рейнхардта (в России пьеса запрещена в связи с тем, что автор демонстрировал в произведении свое презрительное отношение к полиции, как и к государственной власти вообще).
25 сентября — в Мюнхене, в выставочном зале Терезиенхоф (рассчитанном на три тысячи зрителей) состоялась первая постановка спектакля «Царь Эдип» Софокла в переработке Гуго фон Гофмансталя и в постановке Макса Рейнхардта. «Я не собираюсь копировать внешний вид античного театра, — говорил постановщик. Мне хочется вдохнуть новую жизнь в трагедию Софокла, исходя из духа нашей эпохи... У меня и мысли такой нет, чтобы реконструировать древнюю сцену, обязательными условиями которой были небо и маска... Моя цель — достичь взаимодействия сцены и зрителя, присущего античному театру». Спектакль поражал огромной, четко и причудливо организованной массовкой, сложной партитурой света и шумов. Спустя месяц после премьеры спектакль было показано в Венском цирке. Триумфальные гастроли с этим спектаклем состоялась в России, Швеции, Англии. Потом Рейнхардт повторил постановку в Венгрии, Швеции, Италии, Франции, Америке, Дании.
12—13 октября — в течение двух вечеров постановка романа «Братья Карамазовы» — «отрывков из одноименного романа Ф.Достоевского» — в МХТ (режиссер — В.И.Немирович-Данченко). В спектакле использован принцип черного бархата и чтеца.
9 ноября — премьера спектакля «Дон Жуан» Мольера на Александринской сцене в постановке Вс.Мейерхольда, в котором режиссер впервые на русской сцене вывел традиционных для японского театра кабуки слуг просцениума — «арапчат». С тех пор это «амплуа» становится весьма популярным.
Первый платный капустник для широкой публики в МХТ. Вначале капустники существовали как закрытые потешные зрелища для узкого круга приглашенных во время Великого Поста (отсюда и название).
Премьерой «Верховинцев» Ю.Коженевского открылся «Гуцульский театр» Гната Хоткевича.
Американский режиссер Томас Харпер Инс (1882 — 1924), сняв свой первый фильм «Их первое соглашение», заложил основы голливудской системы конвейерного производства фильмов : один пишет сценарий, другой снимает, третий монтирует и т.д.
«Поэма огня» («Прометей») симфоническая поэма А.Скрябина, в которой впервые воплощена идея музыки цвета . В 1912 году произведение исполнено в сопровождении игры цветных пятен.
Выставка Независимых в Париже, на которой художник Джоржо де Кирико провозгласил новое направление в живописи — так называемую «метафизическую» живопись и осуществил попытку средствами живописи воплотить метафизические идеи философов-идеалистов. На выставке «Салона независимых» демонстрировались также картины украинских художников Н.Бойчука, Н.Касперовича, С.Сегно.
Первые примеры кубизма в работах поздних импрессионистов и пробах Брака, Пикассо. Кубизм пытался найти простейшие пространственные структуры явлений мира. Всю сложность и многообразие жизни он пытался заменить кубическим — то есть элементарным тригонометрическим и геометрическим отображением мира. Усталость от сложности бытия и попытки максимально рационализировать и упростить восприятие жизни характеризует это направление. Позитивистская идея наложения элементарных научных представлений на сложные социальные явления проникла в искусство и восторжествовала в кубизме, который видел в человеке только конструкцию из кубиков, параллелепипедов, цилиндров, шаров и, жонглируя ими, конструировал лицо по простейшей схеме. Кубизм оказался геометризированной разновидностью примитивизма, который воспринимал реальность глазами дикаря. В практике кубизма появляется термин «коллаж» — сочетание двух неоднородных элементов.
После петербургской премьеры пьесы Эдмона Ростана «Шантеклер» в моду входит одноименное платье (фр. chantecler — букв. «певец звезды»; герой пьесы считал, что солнце сходит потому, что он поет) — яркое, длинное, узкое в талии и в бедрах и резко расширенное от колен. Экстравагантная пьеса, действие которой происходит в курятнике, провалилась в Париже, ее широко обсуждали в русской периодике, и торговцы использовали этот фактор для рекламы: кроме платьев, в это время появились духи и шоколад с таким же названием.