ГАНГСТЕРСКОЕ КИНО.
Родился новый жанр кино — гангстерские фильмы, героями
которых стали настоящие рыцари — Аль Капоне и другие. Характерной чертой
фильмов этого жанра была сдержанность в моральной оценке событий и персонажей,
но в то же время и поэтизация гангстерского быта. Консультантом студии
«Юниверсал» в вопросах гангстерского кино был Гей Ренард, которого небезосновательно
арестовывали 138 раз. Первый известный гангстерский фильм, «Маленький Цезарь»
режиссера Мервина Ле Роя, появившийся на экранах в 1930 году, рассказывал
щемящую, почти сентиментальную и весьма типичную историю о доброжелательном
и благородном итальянце Рико по прозвищу «Маленький Цезарь», которого не
привлекали ни материальные блага, ни женщины, ни выпивка. Его интересовали
только деньги и слава или слава и деньги — то есть то же самое, что интересует
и среднего американца. Но в отличие от среднестатистических величин, у
Рико была гениальная интуиция, которая позволяла ему устраивать смелые
и эффектные ограбления...
МЮЗИКЛ.
Первый мюзикл — «Плавучий театр» («Цветок Миссисипи») Джерома
Керна.
ГОПЛЯ, МЫ ЖИВЕМ!
Эрвин Пискатор осуществил постановку пьесы Эрнста Толлера.
В спектакле использовались два экрана, на которых демонстрировалась смонтированная
политическая хроника последних десятилетий. На премьере собрались светские
декольтированные дамы в сопровождении мужчин в смокингах и фраках, а рядом
— загорелые юноши и девушки в простой одежде. «Когда упал занавес после
сцены в тюрьме, — писал Пискатор, — пролетарская молодежь запела «Интернационал»,
который все мы, стоя, поддержали. Все это чрезвычайно удивило «светских
людей», которые, правда, сознательно платили по сто марок за место в «коммунистическом
агитационном театре», но не рассчитывали на то, что вечер закончится политической
демонстрацией. Тем большим было удивление публики, что «коммунистический
агитационный театр» работал на средства дельцов-меценатов».
ФАШИСТСКИЙ ТЕАТР.
С этого периода начинается откровенная фашизация немецкого
театра, создается «Общенемецкое театральное объединение», и фашисты пытаются
создать массовый театр, главным образом среди сельского населения, используя
для этого опыт самодеятельного рабочего театра и присущие ему малые театральные
формы. Они приезжают в село «с огромной помпой, с трубами и оркестром»
и в исполнении нескольких десятков артистов показывают национальные пьесы
о первой мировой войне, поют «Германия, просыпайся!». Своими представлениями
они регулярно обслуживают приблизительно 85—90 процентов села. С 1929 года
они издают свои журналы «Национальный театр» и «Теспис» (1930), на страницах
которых расцветает, по словам Гвоздева, «цветник метафизик, крайнего эстетства,
формализма рядом с проповедью «религиозного возрождения» театра». В самом
же содержании показываемых пьес прослеживается «тоска по диктатору», в
то время как главными темами становятся «немецкий народ», «колонии», «евреи»,
«рука Москвы», «карьера служащего», «ненависть крестьян к городу» и тому
подобное. Что же касается искусствоведов, то они направляют свои интересы
к «вечным ценностям». С 1931—1932 гг. государственная субсидия городским
театрам Германии уменьшается на 40 процентов, а в некоторых случаях вообще
отменяется, вследствие чего появляется огромное количество безработных
среди актеров (на четыре тысячи работающих актеров приходится шесть тысяч
безработных), а предложение работать «без оплаты» становится обычным явлением.
В то же время Немецкий союз актеров пишет в своем журнале, что «первопричину
зла (т.е. упадка театрального искусства) следует искать не в экономических
и политических вопросах, а в художественной болезни театрального организма»,
и неожиданно выдвигает «спасительные» лозунги: «Бороться за слово! За технику
речи немецкого актера!».
ТОТАЛЬНЫЙ ТЕАТР.
Э. Пискатор и В. Гропиус создали проект театра, который
должен был синтезировать технические изобретения своего времени: зрителя
размещали в сферическом пространстве, окружали звуками, ароматами, движениями,
кинопроекцией, стереофонией и другими эффектами. 1928
ПРИКЛЮЧЕНИЯ БРАВОГО СОЛДАТА ШВЕЙКА.
23 января состоялась премьера спектакля в постановке Эрвина
Пискатора.
НАРОДНЫЙ МАЛАХИЙ.
31 марта в театре «Березiль» состоялась премьера спектакля
«Народный Малахий» Миколы Кулиша в постановке Леся Курбаса. После уничтожающей
критики спектакль был снят с репертуара, а потом последовательно были показаны
три его редакции — осенью 1928-го и весной 1929-го. В октябре 1931 года
Курбас вынужден был послать в редакцию журнала «Советский театр» письмо,
в котором писал: «Спектакль «Народный Малахий» все же вышел политической
катастрофой для театра. Он засвидетельствовал оторванность и изолированность
коллектива от пролетарской общественности, неправильную сорганизованность
его в тонусе и центральных интересах ее политического дня, оторванность
от коммунистической партии...».
РАБСЕЛЬТЕАТР ИМЕНИ КУРБАСА.
26 мая III Мастерской «Березоля» (Белая Церковь) предоставлен
статус Государственного театра имени Леся Курбаса (РСТ Курбаса — Рабсельтеатр
имени Леся Курбаса). Осенью 1933 года театр был закрыт, а на его месте
создан 4-й Киевский Передвижной театр, который с 1937 года носит имя П.
К. Саксаганского.
ТРЕХГРОШОВАЯ ОПЕРА.
31 августа состоялась премьера одной из самых триумфальных
драматических пьес мира — первая постановка «Трехгрошовой оперы» Бертольда
Брехта — Курта Вайля. На следующее утро газеты писали о «кулинарном действии»,
сосредоточивая свое внимание главным образом на музыке (которая сразу же
после премьеры получила широкую известность и пошла гулять в народ), иначе
говоря, сознательно отвлекали внимание от проблематики пьесы и ее содержания
в наиболее широком понимании. За основу своей пьесы Брехт взял первый образец
балладной оперы — «Оперу нищего» Джона Гея, премьера которой состоялась
в Лондоне в 1728 году и которая для своего времени тоже была новаторской
— не только по форме, но и по содержанию. Во всяком случае, отождествление
«дна» и «сливок» общества не всем было по вкусу. Именно об этом рассказывала
красноречивая фабула: король нищих выдает полиции бандита Мекхита, руководствуясь
желанием отомстить за честь дочери, соблазненной Мекхитом. Мекхита приговаривают
к смертной казни, однако в финале он получает помилование по формальным
мотивам (но из контекста ясно, что настоящим мотивом является слишком тесная
связь между преступниками и высшим светом). Основной тезис этого представления
был четко определен Брехтом: «Если разбойники — суть буржуа, то не являются
ли буржуа разбойниками?». А далее Брехт последовательно доказывал ряд тождественностей:
между шайками банкиров и преступников, фабрикантов и преступников, блюстителей
закона и преступников, раскрывал суть государственной коррупции. И Брехт
был услышан: его фамилия была занесена фашистами в черные списки еще с
ноября 1923 года, а в 1933 году, когда они захватили власть, его произведения
были сожжены на кострах. (Начало см. в «Дне» от 28.02. Продолжение следует)