1920
22 марта — в мадридском театре «Эслава» состоялась премьера первой пьесы Ф. Лорки «Чары бабочки», в основе сюжета которой лежала любовь таракана к бабочке. Представление провалилось с громким треском.
В июне — в Одессе на Приморском бульваре устроено уличное представление-инсценировка «Восстание на броненосце «Потемкин».
4 июля объявлено постановление Главкомтруда и Всеукркомтруда «О привлечении к трудовой повинности работников искусства». Из постановления: «Все труженики искусства, работающие в государственных, образцовых и национальных театрах, привлекаются к трудовой повинности не по одному, а всем коллективом одновременно. Работники искусства указанных категорий, для которых тяжелый физический труд может сказаться на потере их профессиональной работоспособности, согласно социальной описи профессий, утвержденной Главкомтруда и Всеукркомтруда, освобождаются от работы первой группы... Все высококвалифицированные работники искусства используются по возможности в порядке трудовой ценности или особенно высокой квалификации и могут быть освобождены от всех родов трудовой повинности по своей профессии».
20 августа — Киевский драматический театр (Кийдрамте) показал в Белой Церкви премьеру пьесы В. Шекспира «Макбет» в постановке Леся Курбаса, который, по словам Василько, говорил: «Не забывайте, что это будет первая в истории украинского театра постановка пьесы Шекспира. Ради такой цели можно и поголодать [...] Средствами театра боремся против тиранов, против властолюбия, против претендентов на престол. Все эти деникины, врангели, петлюры, целая стая «отцов-атаманов» стремятся к власти, ценой крови народа хотят ее обрести». В финале спектакля надетую на копье голову убитого Макбета выносил его убийца Макдуф, прославляя нового короля Малькольма. Раздавались звуки органа, на сцене появлялся Епископ (Бучма), несший корону. Малькольм становился перед ним на колени, и Епископ короновал нового короля, говоря: «Несть власть, аще не от бога». Малькольм с короной на голове вставал, отходил в сторону. На него нападал новый претендент на престол, убивал его мечом, поднимал корону, подходил к Епископу, становился на колени, и Епископ таким же спокойным тоном, коронуя убийцу, опять говорил: «Несть власть, аще не от бога». Вставал новый король — и с ним то же проделывал еще один претендент на престол...
18 ноября — Театральный отдел Наркомпроса присвоил украинской труппе под руководством Леся Курбаса название «Государственная передвижная показательная труппа», чем потешил свое самолюбие и жажду по созданию образцов.
24 декабря — в помещении конотопских железнодорожных мастерских перед тысячной аудиторией показан первый образец нового жанра — «живая газета».
Рамон дель Валье-Инклан, испанский драматург, создал жанр «эсперпенто» (что в переводе с испанского значит «чучело», «страшилище», «посмешище»). Эсперпенто — это трагифарс, гротеск, алогизм, абсурд. Первое произведение в этом жанре «Светочи богемы» — политическая (антигосударственная) пьеса, действие которой разворачивается на фоне ночных патрулей, палачей и расстрелов. Сам король Испании объявляется наибольшим шутом.
Вс. Мейерхольд возглавляет Театральный отдел Народного комиссариата образования. Как писал по этому поводу князь Сергей Волконский: «Мейерхольд остался жив. При Теляковском он был режиссером на Александринской сцене. Здесь он ставил в придворной роскоши Людовика XIV мольеровского «Дон Жуана». То был период Мейерхольда во фраке и в белых перчатках. [...] В 1920 году он уже был ярый коммунист. [...] Он объявил, что театр должен быть органом коммунистической пропаганды; на сцене — наковальня и молот, актер — рабочий. Он договорился до того, что только революционер может играть революционера! Он дошел, наконец, до того, что сами же коммунисты его убрали. Нужна была вся бедность нашей жизни, нужен был тот изворот умов, в котором жил наш театральный мир, нужна была та гнилая безграмотность, в которой прозябает наша публика, чтобы такая фигура, как Мейерхольд, могла возникнуть и утвердиться в нашем театре. Сатанинской пляской прошелся он по русской сцене; и только одно утешительно: не может быть вредоносно то, что так не глубоко. Но грустно за ту пустыню, в которой такой голос принимается за нечто значащее...»
Первый экспрессионистский фильм в Германии — «Кабинет доктора Калигари» (в 1958 году 117 критиков и историков кино признали его одним из 12 лучших фильмов мирового кино). Сценарий написали два молодых литератора — Карл Майер и Ганс Яновиц. Сюжет сценария таков. В маленьком городке выступает ярмарочный гипнотизер доктор Калигари. В эти дни происходят загадочные убийства. У одного из студентов возникает подозрение, что доктор посылает своего медиума Чезаре убивать людей. Студент преследует доктора, но тот прячется в психиатрической больнице. Студент идет к директору больницы, чтобы рассказать ему о преступнике. Но директором оказывается сам Калигари. Однако студент не сдается. Собрав доказательства, он убеждает персонал больницы в преступности Калигари. Преступника разоблачают. Мораль: власть безумца может быть свергнута, если прислушаться к голосу разума. В самом фильме, снятом Робертом Вине, появились две дополнительные сцены, которые определили новый прием и существенно изменили содержание фильма: всю историю о докторе Калигари рассказывал сумасшедший студент таким же, как и он, сумасшедшим пациентам психбольницы. Ласковый врач убеждает студента, а вместе с ним и зрителя, что все будет хорошо и он вернет ему здоровье. Мораль: власть по своей природе гуманна, и восставать против нее могут только сумасшедшие. Сергей Эйзенштейн назвал этот фильм «варварским праздником самоуничтожения здорового человеческого начала в искусстве».
Историк В. Всеволодский-Гернгросс создал в Ленинграде Экспериментальный театр, который с 1930 года стал называться в соответствии со своим эстетичным кредо Этнографическим. Центральной работой коллектива стал «Обряд русской крестьянской свадьбы», который выдержал более 500 представлений. В 1928 году состоялась премьера «Солнцеворота», спектакля, реставрировавшего славянские земледельческие обряды. В него была включена инсценировка популярной народной драмы «Царь Максимилиан». Театр прекратил свою деятельность в 1936 году.
Фирмен Жемье создал Национальный Театр Франции (TNP), который возглавлял до 1933 года, стремясь противопоставить «буржуазному» искусству искусство монументальное, зрелищное, праздничное. Материалом для его постановок служили исторические драмы, народные предания, легенды. Жемье уничтожил занавес, рампу, заменил живописную декорацию архитектурной. Но, как писал Луначарский, «страстное новаторство Жемье в области формы театра обогащено больше исканиями, чем находками». Отсутствие репертуара, финансовые проблемы, а также половинчатость реформ Жемье свели почти к нолю деятельность созданного им TNP. Фирмен Жемье — это первый французский актер и режиссер с мировым именем, связавший свои поиски со строительством театра для народа. В своих постановках Жемье пытался воплотить особый стиль — правдивый и в то же время поэтический, «сильный, простой и великодушный».
Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует