Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прощальная хроника от Александра Клековкина

31 марта, 2000 - 00:00

1911

21 января — в Монте-Карло первые автомобильные гонки.

26 января — в Дрезденской Королевской опере состоялась
первая постановка оперы (оперетты) «Кавалер роз» Рихарда Штрауса в постановке
Макса Рейнхардта. В основе сюжета — переодевание, приключения, любовь и...
вальс. Представление называли «апофеозом вальса».

23 сентября — первая постановка драмы Л. Толстого
«Живой труп» в Московском Художественном театре в постановке К.С.Станиславского
и В.И.Немировича- Данченко.

В декабре, накануне Рождества, по предложению английского
профессора Кохрана Макс Рейнхардт осуществил постановку представления «Миракль»
по мотивам «Сестры Беатрисы» Мориса Метерлинка в помещении лондонского
концертного зала «Олимпия» (зал на две с половиной тысячи мест). Текст
Метерлинка был дописан и, таким образом, спектакль представлял собой ряд
сцен в духе лубочной притчи о жизненном пути монахини. В центре концертного
зала смонтировали готический храм из дерева. Но чуть ли не самой главной
находкой было появление на сцене рыцарей на настоящих конях (взятых напрокат
из цирка). Во время репетиций случился курьезный, но весьма характерный
случай: когда коней вывели на сцену, Рейнхардт возмутился, что его задание
выполнено неверно, ведь кони ему нужны были не белые, а «в яблоках». Что
делать? Коней перекрасили. Об этом, насмехаясь, писали газеты. В представлении,
кроме коней, были задействованы сотни статистов. Ведь, как говорил режиссер,
«у театра есть свои законы — здесь в ходу любая валюта, кроме плохого искусства,
являющегося контрабандой».

Появился термин и стиль «экспрессионизм». Экспрессионизм
(от французского слова — «выражать») — художественное направление, в определенной
мере противостоявшее импрессионизму. Причем, противостоявшее, главным образом,
в сфере мировоззренческой. В отличие от импрессионистов, экспрессионисты
оставались безразличными к красоте окружающего мира: они были глубоко встревожены
своими собственными переживаниями и сосредоточены на своем духовном мире,
пытаясь выразить средствами искусства свои острые, а иногда и трагические,
индивидуалистические душевные переживания, а также пессимистические настроения.
Экспрессионизм сделал человека центром творения, всеобщей субстанцией,
непричастной к отдельной эмпирической сознательности. Если в драме натурализма
существовала «четвертая стена» и зритель, будто сквозь стену аквариума,
наблюдал за происходящим в сценической коробке, где воспроизводилась внутренняя
среда пьесы, то экспрессионизм разбивает эту стену и все как будто выплескивается
на зрителя. Теперь уже он не пассивный наблюдатель, опосредствованно воспринимающий
пьесу путем наблюдения за персонажами. Все направлено непосредственно на
него: яркие краски, крики и тому подобное. Он становится соучастником зрелища.
Лесь Курбас писал об этом направлении — «Экспрессионизм — единственное
искусство нашего возраста».

1912

15 апреля — затонул «Титаник», корабль, гибель которого
стала основой 8 кинофильмов, 30 книжек, 500 песен и тысяч анекдотов. Вот
один из них: «Знаете ли вы, что произошло, когда жена миллионера Астора,
плывшая на «Титанике», попросила подать ей лед?»

10 июня — в Париже, в зале Шатле, была показана
скандальная премьера гала-спектакля «Саломея» в постановке Александра Санина,
с неприлично обнаженной Идой Рубинштейн в заглавной роли.

Впервые — в работах Пикассо и Брака применена техника коллажа
(от фр. «coller» — заклеивать), заключающаяся в сочетании различных наклеек
из плоских (фрагменты газет, шпалер, цветной бумаги и отделочных материалов)
и (реже) объемных предметов (куски проволоки, дерева, бечевы, металла в
работах дадаистов).

В Киеве — построен новый дом под названием «Второй городской
театр», который находился у входа на нынешний стадион «Динамо». Здесь давала
спектакли оперетта, еврейский театр Гольдфадена. Зрители неохотно посещали
новое место культурного отдыха. Администрация оперетты выискивала средства
растормошить зрителя. В определенной степени это удалось сделать, когда
был поставлен «Мотор любви», в котором на сцену выезжал настоящий автомобиль.

Комиссаржевский Федор Федорович (1882-1954) — русский режиссер,
педагог и теоретик театра, брат выдающейся русской актрисы, осуществил
постановку «Принцессы Турандот» в принципах, которые позже получили развитие
в творчестве Вахтангова. Комиссаржевский выдвигал идею «театра-праздника».
В 1919 году эмигрировал в Англию, где занял заметное место среди ведущих
английских режиссеров. В частности, осуществленные им постановки пьес Чехова
оказали огромное влияние на развитие английской режиссуры. Спектакли, поставленные
им в Лондоне, Нью-Йорке и Париже, отличались высокой культурой.

1913

22 августа — премьера первого фильма ужасов — «Студент
из Праги» по сценарию Ганса Гейнца Эверса. Основной признак жанра «Horror
Film» — на фоне фантастических событий произведение развивает мотив ужаса
или страха, как эмоциональную основу поэтического образа.

8 октября — первая постановка оперы М.Мусоргского
«Сорочинская ярмарка».

16 октября — первая постановка комедии Бернарда
Шоу «Пигмалион».

22 октября — Жак Копо открыл в Париже Театр Старой
Голубятни. В прошлом Жак Копо был журналистом и литератором, у него не
было никакого театрального опыта и, возможно, именно это и позволило ему
беспристрастно оценить состояние тогдашней сцены и найти свой путь для
решения художественных заданий. Новаторство Копо началось с утверждения
студийности и усердного изучения опыта европейской сцены того времени.
Копо очень часто называли «французским Станиславским», и в этом есть определенная
доля истины, поскольку роль, которую он сыграл во французском театре, можно
сравнить с вкладом в развитие театрального дела в России Станиславского.
Реформа, задуманная Копо, базировалась, в первую очередь, на возрождении
национальной театральной традиции, основы которой заложил еще Мольер —
сближение этического и эстетического. То, чего пытался добиться Копо, можно
определить как поэтический реализм, или, пользуясь термином Вахтангова,
«фантастический реализм», то есть нафантазированная, условная, но гармонично
связанная с содержанием яркая форма, созданная живыми людьми на сцене.
Из школы Копо вышли режиссеры Шарль Дюллен и Луи Жуве.

(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)

Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ