Позвольте мне «не каноническое» сравнение. Украинский герб — тризуб — похож на стремительного сокола. Он сложил крылья и едва ли не со скоростью звука несется к земле, где заметил добычу. И как бы хотелось, чтобы этот образ совпадал с практикой нашей страны и ее народа. Как-то очень уж мы, несмотря на прогремевшую на весь мир мирную революцию, замешкались.
И потому радостно видеть (и слышать) во главе нашего правительства не пустослова, каких теперь у нас множество, а жизнерадостного и уверенного в себе человека, обладающего большим жизненным опытом и огромной трудоспособностью. Юрий Ехануров всегда выглядит оптимистом и, как представляется, умеет заражать этим качеством окружающих. Впрочем, обстоятельства, похоже, складываются так, что на самом деле все глаголы в этом абзаце следовало бы писать в прошедшем времени. Ибо иногда оно делает из просто оптимиста информированного человека. И тогда он, согласно старому анекдоту, превращается в пессимиста. Неужели такая трансформация случилась с нашим премьер-министром?
Чтобы ответить на этот сложный вопрос, нам придется проанализировать одно из последних его высказываний. «Я считаю, что Украина абсолютно готова к проведению всех реформ, — сказал Ехануров в интервью одной из газет. — Вопрос в технологии их проведения. Я очень внимательно ознакомился с нашей Конституцией с точки зрения возможности принятия решений и понял, что никаких реформ в ближайшее время не предвидится. Их просто невозможно будет провести, хотя время очень хорошее — три с половиной года без выборов». Далее глава правительства указал, что реформы можно было начать минувшей весной, имея «колоссальный кредит доверия» у населения, однако время упущено. И конкретно: в «обозримом будущем», по Еханурову, не удастся провести ни пенсионную, ни жилищно-коммунальную реформы. «Реформы здравоохранения в ближайшее время не будет, как и административно-территориальной, — утверждает премьер и объясняет: — Мы не можем решиться на структурные реформы, мы хотим делать так, чтобы было не больно, мы против хирургии, мы за терапевтическое воздействие. Значит, медленно будем развиваться. Страна выбирает путь медленного развития». По его словам, в ближайшее время не удастся провести налоговую реформу. На ее реализацию можно рассчитывать лишь в 2008 году, хотя «мелкие проекты» в этом направлении — уменьшение налогового давления на зарплаты, единый социальный взнос — возможны.
Вот такая предвыборная программа... Просто не верится, что все это сказал первый номер списка проправительственного блока, которому, как говорится, на роду написано обещать народу молочные реки и кисельные берега. Где корни этого уныния? Действительно ли все дело в Конституции Украины, защищающей, пользуясь терминологией нашего Президента, «маленького украинца» от чрезмерных стрессов? И не прорвались ли таким образом в информационный эфир какие-то намерения власти, направленные на то, чтобы соответствующим образом подкорректировать этот «антиреформаторский» текст? Наш ответ на этот вопрос резко отрицательный. Во-первых, Ехануров — человек искренних демократических убеждений, и его просто невозможно заподозрить в чем-то подобном. Во-вторых, действия нынешней власти, упустившей благоприятное время для реформ, характеризуют ее как вялую и нерешительную. Куда уж ей до забытых ныне акций, которые в свое время проводил Леонид Кучма, возомнивший себя сильным...
Так что, думается, ответ нужно искать не столько даже в политике, а в экономике, которую он не просто знает, но и чувствует. Какие тут у нас достижения? Да, европейцы обещали рыночный статус. 27 января о возможности присуждения этого знака отличия должны сообщить американцы. К ВТО мы приблизились, но еще, кажется, не настолько, чтобы вступить в него в скором времени. Наше ВВП вырастет за постреволюционный год, по словам того же премьера, всего на 3,8%, тогда как в дореволюционном было 12%. Зато рванула инфляция, хотя для нее застой в экономике не самая лучшая среда — обычно ее ростом приходится платить за перегрев. Руководитель группы советников главы Нацбанка рекомендует правительству «иметь конкретный план восстановления темпов роста производства товаров и услуг для уменьшения давления недостаточного товарного предложения на потребительские цены». Речь, по его словам, идет, прежде всего, о кризисных областях — строительстве, аграрном секторе, металлургии. До оптимизма ли в этих условиях главе правительства?
И тем не менее, далеко не все, включая и тех, кому можно было бы приписать формулу «чем хуже, тем лучше», согласны с его выводами. В частности, бывший советник Президента Кучмы Владимир Рыжов, характеризующий ныне себя в качестве антиоранжевого безработного, сказал «Дню» о настроениях Еханурова: «Мне с ним трудно согласиться»...