Социологи отметили также высокий уровень общего оптимизма украинцев, который, по их мнению, помогает нашей стране и до сих пор избегать акций массового протеста, широких гражданских конфликтов. На вопросы: «С какими настроениями вы вступаете в новый 2002 год?» 41% опрошенных ответил, что они ожидают изменений к лучшему, и только 14% с пессимизмом смотрят в будущее.
Респонденты также ответили на вопросы, которые дали возможность увидеть, как украинцы оценивают прошлый год, с точки зрения изменений в своем материальном положении и в стране в целом. Так, 16% опрошенных отметило, что за последний год их материальное положение улучшилось, 40% ответило, что оно осталось неизменным, а 44% считают, что их материальное состояние несколько или даже значительно ухудшилось. Комментируя эти результаты, Ольга Балакирева заметила, что в 1998 году последних было аж 76%, что свидетельствует о том, что за последнее время материальное положение наших граждан стало более стабильным. Оценивая положение страны в целом, 18% респондентов отметило, что оно улучшилось, 34% — что не изменилось, и 41% опрошенных считает, что оно ухудшилось. Другой блок вопросов социологического исследования касался события, которое имеет все шансы стать событием года-2002 — выборов в Верховную Раду Украины. И хотя официально предвыборная кампания начнется только с боем часов в новогоднюю ночь, социологи все же поинтересовались, ощущают ли украинцы уже сейчас какую-либо активность политических партий в своем населенном пункте? Можно смело констатировать, что для 60% наших сограждан парламентская кампания начнется действительно только 1 января, ибо до сих пор они никаких проявлений активности политических партий не заметили. Как проинформировал журналистов директор Украинского института социальных исследований Александр Яременко, так, прежде всего, отвечали сельские жители. Очевидно, партии, намеревающиеся принять участие в избирательных гонках, на села с небольшим количеством жителей (читай — избирателей) размениваться не хотят. «Кое-какую» работу с избирателями заметили 26% респондентов, а высокий уровень активности политических структур в своем городе (районе) отметили всего 5% опрошенных. По результатам дополнительного вопроса, активность политических партий, по большей части, проявляется в виде выступлений по телевидению, радио и в прессе (51% респондентов заметил именно такую предвыборную работу), в распространении информационных и агитационных материалов (51%) и в проведении массовых развлекательных или творческих акций (концертов, выставок, спортивных соревнований и т. п.) (21%).
Но, наверное, наиболее обычным проявлением предвыборной активности политических партий является их реклама на телевизионных каналах (только 7% опрошенных не видели ни одной политической рекламы). Которая, к тому же, часто играет решающую роль в отношении избирателей к той или иной политической силе. Стоит вспомнить хотя бы феномен «зеленых» на прошедших выборах в Верховную Раду. В этой кампании, судя по всему, «зеленое» ноу-хау попробует использовать Всеукраинское политическое объединение «Жінки за майбутнє», которое благодаря удачной рекламе и пока что не засоренной политической нише уже вырвалось вперед в социологических рейтингах (по данным этого опроса, если бы выборы состоялись в следующее воскресенье, за это объединение проголосовало бы 7,3% украинского населения. Для партии, о которой еще год назад никто ничего не знал и не слышал, это, согласитесь, неплохо). Политическую рекламу «Жінок за майбутнє» не видели лишь 17% респондентов (их опережает в данной номинации только партия «Яблуко» — ее рекламу не видели всего 13% украинцев). Самое худшее положение с политрекламой у Всеукраинского объединения «Батьківщина», партии «Трудовая Украина», Аграрной и Народно-демократической партий — больше половины украинцев ее просто никогда не видели. Наверное, скоро они получат возможность наверстать упущенное. А тем, кто видел, она в основном не понравилась. Кстати, политическим партиям не следует пренебрегать рекламой, ибо, как замечают социологи, 26% наших сограждан заявляют, что могут изменить свое мнение под ее влиянием.