Рома. Сын кочевого народа. Дальние пути и более чем скромное положение
в мировой истории не смогли изменить его в корне. Глубина, психологическая
природа этнической общности, по существу, осталась прежней. Кое-кто оседает,
а кое-кого и в квартиру поселят — так паркет вскоре горит в печке пламенем,
в углах — кучи мусора, а в них грязные малыши копошатся, вырастая всем
гигиенам назло.
ТЕТРАДИ И... КОНИ НА ЗЕЛЕНОМ БЕРЕГУ
Взгляните внимательнее на них. Цыганята поплевывают полущенными семечками,
лениво шатаются туда-сюда по мостовой. А то взлетят зачем-то галчатами
в группу, чтобы в следующее мгновение рассыпаться во все стороны. Ни на
кого не обращая внимания, издалека зовут друг друга либо сосредоточенно
тянут в мешке к ближайшей «точке» найденный на мусорнике «хрусталь» и картон,
а на мокрые вырученные копейки лакомятся жвачками или самым дешевым пломбиром.
Или же...
В автобус на остановке вбегает мальчишка. Школьнику лет десять. Как
будто кто палкой ударил под колени — падает навзничь, крестится, а рука
челноком: «Подайте, дяди и тети». Кто-то не выдерживает — пугает «Беркутом».
Блеснул глазами, исчез.
Кто возьмется сполна определить меру необычности или будничности этого
явления? Ведь слова «побираться» и «цыганить» издавна породнились в словаре
синонимическим рядом. Учителя восьмилетки №13, где в Ужгороде учатся цыганские
дети, так рассуждают:
— Это совсем не значит, что дети действительно отверженные. Утром, действительно,
их не кормят. Зато горсть монет на завтрак родители сыпанут.
— Сколько будет: пятьдесят прибавить пятьдесят? — спросили в младшем
классе. — Гривня, — не колеблясь выпалил двоечник.
Кое-кто, чтобы не стирать, после загрязнения одежду выбрасывает и покупает
новую.
С детства запомнилась легенда: давно когда-то цыгане были птицами. Вот
почему дорога и странствия — в цыганской крови. Поэтически звучит лаконичная
легенда, но взгляните на птичье бытие, наблюдая за их потомками. Стремление
к эволюции немыслимо без стремления к образованию и культуре. Но абсолютно
обратным путем от прогресса являются странствия в поисках заработка, пусть
не в кибитках — в поездах, попрошайничество на дорогах, многосуточная ночевка
на вокзалах. В школе с тринадцатым номером также считают настоящим бедствием
странствия родителей, которые охотно берут потомство с собой. Массовый
отъезд с апреля по ноябрь фактически окунает детей в жизнь, далекую от
школы, преисполненную резко негативными примерами поведения. Отсюда отвыкание
детей от школы: учителя вынуждены ежедневно делать подомовой обход, преимущественно
в «наиболее цыганском районе» — Радванцы (а какие цыганские дети склонны
высиживать дома?), но собирать на урок хоть кого-то. В процессе этого случаются
казусы.
Спросили у одной мамы, где это два месяца пропадает ее дочка-пятиклассница.
— Где? — ответила спокойно. — Ребенка нянчит.
— Вы своего ребенка и нянчите.
— То не мой, то ее ребенок.
— ?..
Что не говори, опять-таки подтверждается пословица: яблоко от яблони
далеко не падает.
От честолюбивой мечты об обучении детей в вузе цыгане почти стопроцентно
далеки. Однако для большинства не совсем безразлично, что их ребенок за
короткое время, еще в стенах школы, научится изготавливать красивые полезные
вещи — плести из лозы, изготавливать украшения, жестяные изделия... Ибо
хотя развитие логического мышления — дело необходимое, а компьютерам —
честь и почет, да выход какой-то приходит сам — они любят до самозабвения
рисовать коней, любят лепить... Впрочем, и сейчас творения их рук — корзины,
венки, красиво пошитые сапоги. Смуглых мальчиков, которые не поехали с
родителями на заработки, не мучает выбор — в класс идти золотым сентябрем
или выгружать арбузы на базаре, заработать несколько «полосатиков» с сочными
«баранами» внутри. Любят они обычный «заземленный» труд. Еще в школе есть
такие, которые имеют личные патенты на изготовление определенной продукции.
Следовательно, необходим больший, без фарисейства и экивоков на общепринятые
школьные программы, акцент на трудовом воспитании.
... Кто определит сполна меру необычности или будничности не совсем
детских «сенсаций» цыганских школьников: рождение ребенка после десяти
лет, проверку на паразитов в действующем пункте борьбы с педикулезом, чувство
едва ли не гордости за отца, который отбывает срок наказания?.. Как реагировать
на новенькую Анжелу, которая, дойдя до шестого класса, не умеет писать?
И воспоминание кого-то из преподавателей:
— А помните, как Магула все коней изображал?
Да, их рисунки, лепка, как песни и танцы, могут удивлять не меньше.
Такие вспыльчивые, как, скажем, на последнем цыганском сборе, получившемся
шумным, интересным и безрезультатным. Ни одного предложения о воспитании
не поступило от приглашенных туда родителей.
А дети и дальше рисуют — густую зеленую траву, реку Уж, добрых коней
и трепещущий костер на берегу...
ПТИЦЫ НА МУСОРНИКЕ
Эгей, рома! Через века катилась твоя скрипящая арба с нехитрым скарбом
и кучей детворы и докатилась в наше время. Резко остановились кони, клубочками
покатились дети, пока мать на ноги ставила их — напился отец с горя, что
изба — халабуда и нечем потомство кормить, ограбил — и в тюрьму. Ходит
цыганка около общежитий. Животом ложится на грязный край металлических
мусорных контейнеров, роется. Бутылка, вторая. Банка, а в ней немного варенья.
Полиэтиленовый пакет с еще мягким хлебом. Намазала краюхи. Ходят дети.
Есть такие птицы —хохлатые жаворонки (которые живут на мусорниках). Есть
и люди.
Или тип? К сожалению. Пусть именно такое нечасто, да другие формы нищеты
— сплошь. Немало среди более чем трехтысячной цыганской общины в Ужгороде
попрошаек, которые пристают к иностранцам. Преступность характеризуется
стабильными данными: 28—30 преступлений ежегодно. Это — раскрытые преступления.
В прошлом году, скажем, привлечены к ответственности шестеро за грабеж,
четырнадцать — за кражи личной собственности и государственного имущества,
трое — за спекуляцию и тому подобное.
Грустная статистика побуждает милицию к действиям. Участковые обходят
жителей, проводят рейды-проверки состояния паспортного режима в микрорайонах,
на улицах Тельмана, Пирогова, Пограничной, Ужанской, Тимирязева, Дунаевского,
Шахтеров и других с целью выявления нечестных. Но, однако, уклад их жизни
тяжело изменить. Ведь не решишь моментально жилищную проблему цыган-дармоедов,
когда на черте бедности, почти бездомного существования — немало честных
украинцев, венгров, россиян, тех же цыган.
Среди смуглой общины много ранее осужденных. Контроль милиции за ними
ослаблен — потому пьянствуют, «гуляют» в грязных притонах, откуда опять
прямая дорога на скамью подсудимых. Административный надзор полуформально
существует, а влияние его почти нулевое. Дети бесконтрольные, месяцами
не учатся, ездят на заработки. Они говорят: «У белых есть квартиры и газ,
а у нас ничего нет». Не случайно говорят. Нужно властям общий язык находить,
идти работать в места проживания, опираться на цыганских руководителей
— «баронов», к которым охотнее прислушиваются цыгане.
Пока что некоторые живут по принципу: удалось — украли, поймали — покаялись.
Просто и почти весело... Шестиклассник Эдуард Р., заметив в кафе «Горячие
бутерброды» на улице Суворова, что буфетчица зашла в подсобку, — немедленно
своровал из кассы 95 гривен. Поймали — просил прощение. Нужно по неписаному
сценарию человечности верить мальчику, да надежда на полное его исправление
что-то не появляется. Шандор А. — 1952 года рождения, цыган, особенно опасный
рецидивист. Жил в последнее время, нарушая правила административного надзора.
Вот строки из докладной участкового на него, оставим их для индивидуализации
без стилистической лакировки:
«При неоднократных беседах он говорил, что сам ищет себе работу, но
его никто не принимает, ибо цыган и физическим состоянием слабый. Также
говорил, что ложится на операцию с животом, у него на животе после ножевого
ранения опухоль, как кулак. Я видел его руки, они действительно слабые,
от плеча до пальцев рук все порезанное. При беседе с родителями о том,
чтобы он трудоустроился, они мне говорили, что он часто лежал на кровати
с температурой и неоднократно пытался покончить с собой. При мне он дважды
резал себе вены и шею, после чего я оставлял его в покое. И все же усилиями
нашими удалось его устроить на работу дворником, но он долго не работал,
после двух месяцев освободили».
Леонид Т. украл в магазине «Трикотаж» спортивный костюм. Поймали — очень
каялся. Костюмы, хрестоматийные куры, кролики, велосипеды, жвачки и лифчики
для перепродажи — какая серая и длинная цепочка этой уголовной и околокриминальной
мелочишки, что темным ожерельем отягощает цыганскую шею. Знаем ли мы, о
чем поют в ободранных лачугах Виноградова, Мукачева и Великого Березного,
почему так тонко щемит певчая нота морозным утром, когда на мусорнике греются
в синем дыме около вонючих огоньков цыганята в лохмотьях?
Бабушка рассказывала нам на Волыни: ночь, арба, а полнолуние как раз
вышло. «Солнце, солнце! — закричал старый цыган. — Грейтесь, детки». Поснимали
сорочечки, грелись, пока и похолодели.
А на месяц круглолицый с тех пор и до сих пор говорят иногда — цыганское
солнце.