Сенсационная новость об объединении трех главных международных авиаперевозчиков Украины в единую компанию стала причиной настоящего переполоха на транспортном рынке страны. Министр транспорта Валерий Пустовойтенко во вторник в интервью «Столичным новостям» заявил, что объединить планируется «Авиалинии Украины», «Международные авиалинии Украины» и «Аэросвит». «Мы на базе трех компаний создаем крупную компанию, которая будет заниматься перевозкой грузов и пассажиров не только по территории Украины и стран СНГ, но и в США, Канаду. Уже достигнута договоренность с инвестором», — заявил министр. Более того, он сообщил, что соответствующее постановление Кабинета Министров уже подписано, и теперь решается вопрос с кадрами.
Чуть ранее Валерий Пустовойтенко успел заявить журналистам, что согласие всех авиакомпаний на объединение уже получено. Представить себе слияние государственной компании с частными, да еще по правительственному постановлению, довольно тяжело. Ведь если в «МАУ» доля государства составляет более 60%, и теоретически оно еще может инициировать вопрос о реорганизации, то в «Аэросвите» госпакет составляет лишь 22%.
В пресс-службе Кабинета Министров «Дню» не подтвердили информацию о подписании какого-либо постановления по поводу объединения трех авиакомпаний в одну. Ничего ни о каком постановлении не слышали и в авиадепартаменте Минтранса. Источники в правительстве предположили, что, скорей всего, министр погорячился и поспешил выдать желаемое за действительное. В вопросе создания единого мощного международного авиаперевозчика еще слишком много нерешенных моментов. На сегодняшний день лишь создана рабочая группа, которую возглавил Андрей Шкатюк, начальник авиационного департамента Министерства транспорта, и он ведет постоянные консультации с руководством «МАУ» и «Аэросвита».
Руководство наиболее приватизированной из трех компаний, «Аэросвит», вчера пребывало в явной растерянности и было не готово давать какие-либо комментарии. Менеджеры компании предлагали обращаться за объяснениями к заместителю генерального директора по коммерции Андрею Орлову. Но тот ничего о планах по объединению не знал и рекомендовал расспросить генерального директора. Тот, в свою очередь, тоже оказался не готов отвечать сразу и через секретаря попросил ждать официального пресс-релиза во второй половине дня. Подобная растерянность царила в этот день и в «Международных авиалиниях Украины». Пакетами акций «МАУ» владеют ЕБРР, австрийская Аustrian Airlines и швейцарская Swissair, и в их планы явно не входило становится частью какой-то новой компании, да еще и по распоряжению правительства. К тому же, в результате привлечения нового инвестора их пакеты акций могут быть попросту размыты.
Похоже, тревога оказалась ложной, но все, кто комментировал сложившуюся ситуацию, признают, что идея объединения действительно витает в воздухе правительственных коридоров. Напомним, что компания «Авиалинии Украины» была создана на базе украинского отделения «Аэрофлота», и насчитывала тогда около 500 самолетов, которые в большей части были устаревшими. Для освоения перспективных международных маршрутов «АУ» нужна была новая техника. Купить ее было не на что, но иностранцы предложили помощь в обмен на предоставление права обслуживать наиболее перспективные высокодоходные международные маршруты. Так из состава «Авалиний Украины» была выделена компания «МАУ», а потом и «Аэросвит», который сейчас контролирует больше половины международных перевозок, работая на самых выгодных рейсах. Обе компании в момент отделения от материнской «АУ» декларировали намерение всячески помогать ей, но пока даже о начислении дивидендов речь не идет. Сегодня «АУ» имеет около 50 требующих ремонта самолетов, а управление ею передано Фонду госимущества, чьи потенциальные возможности разрабатывать новые авиамаршруты почему-то произвели впечатление на Кабмин. После того, как из «Авиалиний Украины» были выведены и региональные подразделения, стало ясно, что возврата к былому могуществу ждать не стоит. Но вот именно сейчас вдруг ситуация изменилась, и Минтранс стал инициатором создания единого мощного авиаперевозчика (то есть монополиста), который бы владел своеобразной лицензией на международные полеты, стартующие в Украине. При чем объединение аргументируется необходимостью привлечь инвестора для освоения новых маршрутов и покупки самолетов. Зачем было разъединять компанию с целью поиска инвесторов, чтобы теперь объединять с той же целью (попутно реорганизовывая прибыльные компании) — этот вопрос в Минтрансе сейчас ходит из кабинета в кабинет в качестве анекдота.
В любом случае объединение трех крупнейших авиаперевозчиков вызовет проблемы у иностранных компаний с возвратом инвестиций. Если правительство начнет влиять на ситуацию путем административного распределения доходных международных маршрутов, скандала тоже не избежать. А это значит, что новое объединение реально лишь как клуб по интересам для согласования маркетинговой политики, и не более. Впрочем, возможно, у министра транспорта более амбициозные далеко идущие планы. Он поделился идеей построить в следующем году для новосозданной компании 11 самолетов. Правда, тут же пожаловался, что Минфин денег не дает. Опять погорячился?