Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Расшифровка сигнала

14 июля, 2004 - 00:00

В Варшаве подписан учредительный договор о создании украинско-польского СП «Международное трубопроводное предприятие «Сарматия», которое должно заняться поиском инвесторов и достройкой участка нефтепровода Броды — Плоцк, являющегося продолжением украинского нефтепровода Одесса — Броды. Сообщая об этом, руководитель украинской делегации, заместитель генерального директора ОАО «Укртранснафта» Роман Борщ (тут о многом говорит уровень представительства: помнится, в момент, когда заключалось рамочное соглашение о создании этого СП, делегацию возглавлял вице-премьер Украины) также поведал, что польская сторона предложила организовать многостороннюю встречу представителей ведущих нефтяных и нефтетранспортных компаний Польши, Украины, России, Казахстана, Азербайджана, Европейского Союза и США. На ней предполагается обсудить пути привлечения инвестиций в строительство участка нефтепровода Броды — Плоцк и обсудить перспективы развития нового маршрута транспортировки каспийской нефти потребителям Европы.

Можно даже не задаваться вопросом, почему инициатором этого предложения выступила не украинская, а польская сторона. Ответ известен: в нынешней «Укртранснафте» настоящие сторонники европейского направления работы нефтепровода Одесса — Броды если и остались, то находятся в своего рода «подполье». Гораздо интереснее узнать о том, что питает польскую инициативу после того, как украинское правительство дало карт-бланш на реверс нефтепровода Одесса-Броды? Трудно поверить, что польская сторона после этого будет, как и прежде, активничать в этом направлении. Ведь наши партнеры по стратегическому сотрудничеству и одновременно «адвокаты» нашей евроинтеграции хорошо знают, что любая временная схема в Украине имеет свойство превращаться в постоянную. Как заявил вице-премьер Польши Ежи Хауснер, Польша расценивает решение украинского правительства об эксплуатации нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме как отказ Украины от европейской интеграции. Выразила обеспокоенность влиянием этого решения Кабмина Украины на более длительное использование Одесса — Броды, а также по поводу увеличенных рисков для окружающей среды в районе Черного моря и пролива Босфор и энергетической безопасности ресурсов, поставляемых в Украину и Центральную Европу, и Еврокомиссия.

Случайность ли, что именно в эти дни представительство Американской торговой палаты в Украине опубликовало заявление, проникнутое беспокойством из-за нарастания потоков отрицательных сигналов об инвестиционной привлекательности нашей страны. Не упоминая прямо нефтепровод Одесса — Броды, палата между тем подчеркивает: «Непостоянная и противоречивая политика может только усложнить процесс инвестирования и замедлить его развитие». В представительстве считают, что «достигнутый Украиной значительный прогресс за годы ее независимости может остаться без внимания со стороны зарубежных инвесторов, оценивающих Украину как потенциальный рынок».

Интересно также, что главный промоутер российского реверса по Одессе — Броды — компания ТНК-ВР тут же сообщила, что планирует ежегодно прокачивать по нефтепроводу Одесса — Броды всего лишь 1,3-1,4 млн. тонн нефти. Глава компании «ТНК-ВР Украина» Александр Городецкий пояснил, что 9 млн. тонн нефти в год, предложение о прокачке которых делала ТНК-ВР Украине, прокачают ряд российских компаний. Правда, ни одна из них пока что не подтвердила эти сведения...

Правительство Украины в свою очередь успокаивает зарубежную общественность. Вчера украинский МИД огласил, что решение об использовании нефтепровода Одесса — Броды в реверсном режиме является временным и вынужденным шагом. Об этом вчера заявил заместитель главы пресс-службы Дмитрий Свистков. По его словам, на данном этапе не следует давать политических оценок этому вопросу. Более того, он заверил, что Украина подтверждает свою заинтересованность в достройке нефтепровода до Плоцка. С аналогичным заявлением выступила и пресс-служба Кабмина. По ее данным, в настоящее время продолжаются работы по формированию коммерческих и организационных условий для транспортировки по нефтепроводу Одесса — Броды легкой каспийской нефти в Европу. В частности, ОАО «Укртранснафта» рассмотрело и проанализировало предложения по поставкам легкой нефти с низким содержанием серы (ЗАО «НК «КазМунайГаз», «COМ Петрол», украинско-казахстанской компании «Транс-Юг», компании «Лотос», ПКН «ОРЛЕН», компании «Шеврон/Тексако»). В то же время пресс-служба отмечает, что предложение ТНК-ВР» по использованию нефтепровода Одесса — Броды для транспортировки российской нефти значительно превосходит по своим экономическим показателям предложения других компаний, которые предусматривают транспортировку по этому нефтепроводу каспийской нефти в направлении Чехии и Польши. Защищая «реверсное» решение правительства, пресс- служба говорит об отсутствии нефтепроводов для выхода к североевропейским рынкам (Польша, Германия). А также указывает на то, что сейчас «нет технической возможности перекачивания легких сортов нефти по существующей системе европейских нефтепроводов (минимальные необходимые инвестиции составляют EUR45 млн.)». И, наконец, сетует на недостаточность «ресурсной базы в Каспийском регионе». Вопреки этому, отмечает пресс- служба, Украина подтверждает свою заинтересованность в развитии евро-азиатского нефтетранспортного коридора, в частности, в достройке нефтепровода Броды — Плоцк и заявляет о последовательности действий украинской стороны по реализации этого проекта.

Любопытное заявление сделал в разговоре с корреспондентом «Дня» Валерием Костюкевичем народный депутат Павел Жебровский. По его мнению, решение относительно возможной прокачки нефти по нефтепроводу Одесса — Броды в реверсном направлении является элементом здорового шантажа европейского сообщества со стороны украинского правительства относительно. Этот шантаж, по его словам, направлен на то, чтобы ускорить начало работы нефтепровода в аверсном режиме. Главное, чтобы эта мера не сработала с точностью до наоборот, и сигнал от Украины в мире не был бы однозначно воспринят как негативный.

Виталий КНЯЖАНСКИЙ, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ