На протяжении почти всего прошлого века политические реалии складывались так, что Украина и Швеция держались разрозненно. Однако мой визит в Киев на прошлой неделе стал напоминанием о тех многочисленных вещах, которые нас объединяют. Две наших страны имеют удивительную общую историю, со времен викингов до получения Украиной независимости. Наше сотрудничество сегодня базируется на общей приверженности к демократии.
Оранжевая революция в Украине была событием исторического значения. Демократия и воля народа победили. Это вызвало уважение и сформировало отношение мира к Украине. Вскоре Украина должна предпринять следующий шаг к упрочению демократии — провести парламентские выборы в марте 2006 года. Демократия начинается с первых свободных и честных выборов в стране и получает новое подтверждение. Один человек — один голос. Каждый имеет право на собственное мнение. Возможность свободно отдать свой голос является одним из самых прекрасных изобретений демократии, так же как и право высказывать собственное мнение. В Украине СМИ пользуются высоким уровнем свободы, являющимся предпосылкой открытого общества. Украинское правительство внедрило целый ряд политических, социальных, правовых и экономических реформ. Эти инициативы и их полное осуществление являются жизненно важными. Необходимо преодолеть коррупцию и обеспечить независимость судей.
Переходный этап — это сложный процесс, когда ожидания — высоки, а ресурсы — ограничены, и нельзя сразу удовлетворить потребности всех. Но факт остается фактом: это исторический шанс для Украины. Демократическое и процветающее государство Украина является важным также для Швеции и других стран Европы. Мы поддерживаем ваши усилия путем широкого и конкретного сотрудничества. Достижения Украины будут определять, как будет развиваться это сотрудничество. Но не в меньшей степени на это будут влиять и достижения Европейского Союза. Вот почему развитие ЕС так же важно для Украины.
Европейский Союз является уникальной формой кооперации демократических, независимых государств. Это общий рынок, который делает возможным свободное передвижение товаров, услуг, людей и капитала с целью обеспечения стабильного развития и процветания. Это носитель демократии и стабильного развития в пределах и за пределами ЕС. Это гарантия мира и общество общих ценностей. Успех ЕС вытекает из взвешенного баланса между национальными правительствами и общими органами управления. Мы сотрудничаем в тех отраслях, где объединенные действия являются более эффективными, чем то, что может сделать отдельное государство-член ЕС самостоятельно. Но европейский проект никогда не может выходить за рамки того, чего хотят сами граждане. Все важные шаги должны быть одобрены демократически избранными представителями от каждого государства-члена ЕС.
В течение последних лет был разработан новый конституционный договор. Частично он утверждает то, что уже делает ЕС, но является также и подготовкой для принятия новых государств-членов. Следовательно, такой договор нам нужен. В прошлом году референдумы в двух государствах-членах ЕС поставили этот договор под вопрос. Сейчас происходит обмен мнениями о будущей форме ЕС и его направленности. Кое-кто высказывается за интегрирование ЕС в противовес расширению. Они аргументируют это тем, что Европейский Союз не может принять новых членов, одновременно углубляя сотрудничество между существующими государствами-членами, а следовательно, расширение нужно временно приостановить. Однако такое положение вещей не является оптимальным. Мы живем во все более конкурентном мире. Через одно поколение Китай и Индия вполне могут стать крупнейшими мировыми экономиками. Европейский Союз вынужден воспользоваться возможностями, которые дает глобализация. Людям нужно ощущение стабильности в постоянно изменяющейся глобальной экономике. Люди ищут понимания в политических, экономических и социальных структурах, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Значит, нам нужен такой Европейский Союз, который усиливает экономическую мощь Европы, сохраняя в то же время высокий уровень социального обеспечения. Для того, чтобы этого достичь, ЕС должен быть открытым миру. Проблема заключается не в выборе между расширением и интегрированием, а, скорее, — в нахождении правильной комбинации этих двух компонентов.
Швеция всегда была главным сторонником расширения ЕС, ведь это политика мира и процветания. Это также вливание новой энергии в собственно европейский проект. Расширение является основным источником динамики и нацеленных на будущее изменений в Европейском Союзе. Кроме того, перспектива вхождения в ЕС оказывает всестороннее положительное влияние на будущие страны-члены. Так привлекательность европейского сообщества ускорила падение диктаторских режимов в Испании, Португалии и Греции, помогла трансформировать страны Восточной и Центральной Европы, а теперь способствует реформам в Хорватии, Турции и на Балканах. Конечно, заслуга в таких важных изменениях принадлежит гражданам этих стран. Но эти изменения могли бы и не состояться без призыва к вступлению в ЕС.
Членство в ЕС не зависит от языка или религии, размера страны или ее расположения в Европе. Главное — это критерии, разработанные Советом Европы. А именно — демократия и уважение к правам человека, верховенство права, действующая рыночная экономика. Вот чего должны достичь страны, стремящиеся вступить в ЕС.
В то же время и Европейский Союз должен вносить свой вклад. ЕС должен сделать возможным дальнейшее расширение как путем усовершенствования своих институтов и методов деятельности, так и путем подготовки политической базы. Преимущества расширения и для Европейского Союза, и для его стран-соседей огромны: как никогда мирная, демократическая, стабильная и процветающая Европа.
Народные революции в Украине и Грузии показали, что народы Восточной Европы разделяют такие стремления. Эти революции были призывом к демократии, уважению прав человека, гражданскому обществу, социально ориентированной рыночной экономике и общему благосостоянию. Я приветствую четкую направленность украинского руководства на Европейский Союз. Существует реальная возможность, что будущее расширение ЕС однажды коснется и Украины. Для достижения этой цели нужно продолжать реформы. Такое развитие было бы полезным и для Украины, и для Европейского Союза, и для Швеции.
Я также убежден, что сегодня следует сосредоточиться, в первую очередь, на близком будущем, а не на долгосрочной перспективе. Нужно разработать практические средства упрочения нынешнего партнерства между Украиной и ЕС. Есть целый ряд отраслей, в которых можно достичь успеха и к которым готова приобщиться Швеция. Политика европейского соседства открывает большие возможности для Украины, чтобы приблизиться к институтам и стандартам ЕС. Вскоре будет пересмотрен План действий «ЕС — Украина». При положительной оценке правительство Швеции будет инициировать переговоры о расширенном соглашении с Украиной. Стокгольм также однозначно поддерживал решение Европейского Союза о предоставлении Украине статуса страны с рыночной экономикой. Мы активно содействуем вступлению Украины в ВТО и надеемся на принятие положительного для Киева решения в ближайшее время. Мы приветствовали бы соглашение между ЕС и Украиной о свободном рынке и экономическом сотрудничестве. Ведь существует огромный неиспользованный потенциал для увеличения объемов торговли и инвестиций. Украине для того, чтобы реализовать весь свой потенциал как рыночной стране, необходимо продолжать реформы.
Правительство Швеции приняло решение об удвоении своей двусторонней помощи Украине. Теперь мы совместно работаем в таких отраслях, как контроль над ядерными материалами, равенство между женщинами и мужчинами, охрана окружающей среды, энергетика, сельское хозяйство, здравоохранение и развитие частного предпринимательства. Мы тесно сотрудничаем также и по региональным вопросам. Местные конфликты в Восточной Европе представляют угрозу для нашей общей безопасности. ЕС и Украина сотрудничают в решении Приднестровского конфликта. Вместе мы можем помочь Беларуси с демократизацией и модернизацией. Мы твердо стоим на общих позициях многостороннего сотрудничества. Президент Ющенко является членом возглавляемой Швецией группы мировых лидеров в поддержку реформы ООН. Мы вместе работаем над развитием более современной и более эффективной мировой организации.
Наконец, Украина и Швеция одинаково заинтересованы в конструктивных связях с нашим общим соседом — Россией. Дальнейшее развитие отношений между ЕС и Россией будет зависеть, в частности, и от того, как российское общество будет следовать принципам демократии и рыночной экономики. Россия и ЕС также выиграют от стабильного и процветающего соседа — Украины. В этой игре никто не останется с нулевым результатом. Все три стороны выиграют от углубления сотрудничества между ЕС и Украиной, ЕС и Россией, Россией и Украиной.
Украина прошла нелегкий период после получения независимости 15 лет назад. Скорее всего, дальнейший путь тоже не будет гладким. Но Украина имеет огромный потенциал — и политический, и экономический. Я в восторге от достигнутых результатов. В круговерти изменений украинцы устанавливают нормы своего государства. Вы — строители нового общества! Если у страны высокие стремления относительно социального обеспечения и благосостояния, а вместе с этим — экономического роста и развития, то политические и экономические реформы тут тесно связаны.
Моей целью как премьер-министра Швеции всегда было создание общества, в котором никто бы не был отверженным. В течение десятилетий Швеция осуществляет политику создания системы общего благосостояния, призванной стимулировать к труду и развитию и в то же время социально защитить всех — шведской модели. Наша политика направлена на введение справедливого распределения доходов, преодоление бедности, достижение равенства между женщинами и мужчинами, обеспечение детей равными возможностями жизненного развития и сглаживание региональных различий. Нашими инструментами являются должным образом спланированные школы, заведения здравоохранения, социальные службы, медицинское страхование, трудовое законодательство и помощь по безработице. Это финансируется за счет налогов, выплачиваемых по принципу солидарной ответственности, что ведет к перераспределению доходов между отдельными людьми и группами. Большая разница между людьми дорого стоит и неэффективна для общества. Когда большие группы людей оказываются на обочине, это создает конфликты на рынке труда и препятствует экономическому развитию, выгодному для всех. С другой стороны, социальная защищенность содействует инициативности, развивает умение решать проблемы, творчески мыслить.
Пример Швеции показывает, что не обязательно выбирать между равенством и экономическим ростом — солидарная ответственность является производительной силой. Показатель темпа экономического роста Швеции за последние десять лет превышает средний показатель стран Организации экономического сотрудничества и развития. В рейтинге конкурентоспособности Швеция занимает одно из первых мест. В нашем активе — выдающиеся научные исследования и ведущие мировые компании.
Шведская модель базируется на следующих основополагающих идеологических взглядах: «В определенный период каждый человек бывает слабым. Мы нужны друг другу. Мы станем богаче, если всем будет разрешено участвовать в общественной жизни и никого не будет отвергнут. Мы станем более крепкими, если социальная защищенность будет распространяться на всех, а не на ограниченный круг. Вместе мы достигнем намного больше, чем каждый в отдельности».
Это оправдано как для отдельных стран, например, Швеции или Украины, так и для взаимоотношений между нами. Нам нужна солидарность как внутри каждой страны, так и между странами. Швеция и Европейский Союз стремятся помочь Украине. Мы хотим стать близкими и конструктивными партнерами. Мы видим Украину как надежного партнера в более процветающей и безопасной Европе. Право украинцев создавать свое будущее является ценным достижением оранжевой революции. Швеция и ЕС сделают все возможное, чтобы помочь вам в этом.