Несмотря на предвыборную кампанию, бюджетный процесс движется. Парламентский комитет по вопросам бюджета рекомендовал вчера Верховной Раде одобрить в первом чтении законопроект о государственном бюджете Украины на 2005 год и его выводы по проекту соответствующего закона. Кабинету Министров предлагается совместно с комитетом отработать поступившие предложения, подготовить законопроект ко второму чтению и подать в парламент не позже 3 ноября. Глава бюджетного комитета Петр Порошенко пояснил, что такое решение было принято для того, «чтобы не блокировать бюджетный процесс». Впрочем, Порошенко тут же выразил сомнения в том, что законопроект о госбюджете будет принят во втором чтении до конца избирательной кампании.
Председатель Верховной Рады Владимир Литвин не исключает, что парламент поддержит в первом чтении законопроект о государственном бюджете и призывает депутатов «продемонстрировать стабильность» при рассмотрении этого вопроса. Правда, по его словам, накануне звучали сугубо политические мотивы — предложения о переносе рассмотрения проекта госбюджета. Но, как напомнил спикер, чтобы перенести рассмотрение бюджета, нужно принять не просто решение парламента, а внести изменения в Бюджетный кодекс, который устанавливает график рассмотрения и принятия основного финансового документа страны.
Похоже, в этот момент мало кто в парламенте озабочен собственно бюджетом. Вместо этого есть попытка использовать его в качестве аргумента в политической борьбе. Тем не менее значимость этого документа для страны неоспорима. Ведь любому правительству придется руководствоваться именно им. Поэтому сегодня наиболее ценным представляется мнение «аполитичных» аналитиков.
Советник главы Нацбанка Украины Валерий Литвицкий, оценивая бюджет, сказал «Дню» о том, что его предварительный анализ создает в основном положительное впечатление, поскольку можно отметить определенный баланс плюсов и минусов этого документа. К его положительным характеристикам Литвицкий относит более реалистические макроэкономические показатели. Они не являются заниженными, как было при принятии бюджета на текущий год (в его первой версии). Столь же реалистичен и прогноз поступлений от приватизации. По мнению эксперта, некоторое снижение прогнозной макродинамики обоснованно базируется на оценках мировых финансовых и аналитических организаций относительно замедления темпов роста мировой экономики (с 4,9% до 4,3%) и международной торговли (с 8,7% до 7,2%). Кроме того, законопроект предусматривает уменьшение дефицита бюджета в сравнении с фактическим за этот год (до 1,3% ВВП против 2,2%, как предполагается в этом году). Это означает, считает Литвицкий, что бюджет имеет большую фискальную сбалансированность. К положительным явлениям относит эксперт и то, что продолжится финансирование бюджета за счет низкоинфляционных источников — то есть средств, полученных от приватизации.
По мнению Литвицкого, бюджет не предусматривает усиления налогового давления, что очень непросто сделать в условиях снижения некоторых налогов и сохранения большей части действующих льгот и ориентирован на продолжение налоговой реформы. Это касается, прежде всего, нового механизма возмещения НДС и администрирования этого налога. В бюджет закладывается опережающий рост реальных доходов в сравнении с ростом ВВП. В 2005 году минимальные номинальные доходы (зарплата) возрастут в 3,54 раза против трехкратного роста ВВП.
В то же время эксперт отмечает и минусы бюджета. Это предусмотренный в нем рост ВВП на 8,6%, то есть на треть меньше, чем ожидается в текущем году (около 13%). По мнению Литвицкого, этого может быть недостаточно для роста номинальных доходов бюджета на 30%. Эксперт указывает, что в этом случае необходимо иметь программу, направленную на ликвидацию разрыва между повышенными в этом году социальными расходами, которые должны быть сохранены и в следующем году, и возможным в 2005 году замедлением роста ВВП. При этом инфляция скорее всего будет на уровне текущего года...
Словом, бюджет, скорее всего, в основном реалистичный, но, как всегда и везде, далеко не идеальный. По-видимому, его совершенствование будет в первую очередь зависеть от того, насколько противостоящие сегодня друг другу в парламенте силы будут готовы принимать компромиссные решения. Что касается предложения принять бюджет в первом чтении, то его можно рассматривать в качестве неплохого начала...