В моем родном Житомире, как, наверное, и во всех других городах, местечках, селах Украины, существует традиция, которой уже более 60 лет. 9 мая, в День Победы, в центре города собираются ветераны — участники страшных событий Второй мировой или Великой Отечественной (называйте, как хотите, — в данном контексте разницы нет) войны. Эти люди, мелодично позванивая орденами и медалями на груди, из центра начинают медленное шествие по широкой улице к монументу Славы. Вдоль обеих сторон улицы стоят ученики городских школ, образовывая живой коридор. Школьники обязательно приносят с собой цветы и дарят их ветеранам, а те, в свою очередь, дойдя до «вечного огня», возлагают охапки подаренных им букетов на гранитные плиты — в память о миллионах людей, которые так и не увидели окончания войны. Сызмальства в этом живом коридоре школьников стояла и я, а в толпе седых людей шли мои дедушка и бабушка. И вряд ли для меня или для кого-то из моих друзей тогда имело значение, как называлась армия, в которой воевали эти люди.
В наших глазах они были героями уже потому, что защищали свою землю, уже потому, что пройдя сквозь ад войны, они нашли в себе силы идти дальше — рожать, воспитывать, строить свою жизнь.
Газета «День» признает заслуги всех, кто до последнего вздоха боролся за свои семьи, свою землю. Мы уважаем борьбу бойцов УПА. В нашем сердце живет подвиг советских солдат и генералов, у которых не было выбора, на чьей стороне воевать. И у тех, и у других оставался один выход — защищать своих родных. В рядах какой армии — за них распорядилась жизнь.
Постоянные политические баталии вокруг того, признавать УПА или нет, с какой стороны воины были большими патриотами, умалили значение Дня Победы и стерли его настоящую суть. На самом деле эти свидетели Второй мировой войны — жертвы борьбы двух человеконенавистнических режимов. Их ужасающий опыт — урок грядущим поколениям. Никогда, ни при каких обстоятельствах не допустить ничего подобного!
И еще. Количество ветеранов, которые идут к монументу Славы в Житомире, из года в год катастрофически уменьшается. Думаю, с каждым годом во Львове или в Ивано-Франковске на митинги тоже выходит меньше тех, кто воевал в УПА. То, возможно, прекратим выяснять, кто из них больше патриот, и научим наших детей, что эти люди, независимо от цвета их знамени (который, чтобы вы ни делали, все равно до смерти останется у них в сердцах), — национальные герои.
И какое счастье, что и в этом году (да надеюсь, и ещё много последующих лет) среди ветеранов будет идти и моя бабушка!