Пресс-конференция, которую проводила в среду в информационном агентстве УНИАН Киевская городская организация общества «Мемориал», была посвящена действительно нерядовому событию, последствия которого вполне могут повлиять на духовную (и политическую) ситуацию в Украине, существенно оздоровив ее. Речь идет о том, что Президент Виктор Ющенко на днях подписал указ, согласно которому в нашем государстве создается действительно уникальное учреждение — Украинский институт национальной памяти. Можно смело добавить: наконец создается — потому что разговоры о необходимости открытия такого заведения, аналоги которого уже давно существуют у наших восточноевропейских соседей (Польша, Чехия) ведутся уже, по-видимому, еще с 1991 года. И только теперь, как говорится, лед тронулся...
Участники пресс-конференции (руководитель киевского «Мемориала» Роман Круцик, известный историк, профессор Владимир Сергийчук, признанный в Украине общественный деятель, культуролог, философ и публицист Евгений Сверстюк, языковед, профессор Александр Пономарив) отмечали, что острая необходимость в такой институции вызвана прежде всего тем, что украинское общество практически все годы независимости страдает от тяжелой, запущенной, очень опасной болезни — исторической амнезии. «Наша история очень и очень засорена мифами различных завоевателей различных эпох», — отметил Роман Круцик. Стоит ли говорить о том, какую опасность несет в себе эта «духовная зашоренность» для общества в целом? Евгений Сверстюк уместно напомнил присутствующим об известной записи в «Дневнике» Александра Довженко, где гениальный режиссер с безграничной горечью спрашивал себя: есть ли еще в мире другое такое государство, кроме Украины, где бы в университетах было бы сурово запрещено изучать родную историю? И не потому ли у нас в эпоху страшного испытания войной оказалось столько изменников?
Кратко можно сказать, что и выступления участников пресс-конференции, и вопросы журналистов касались двух проблем: концепции и философии деятельности новосозданного Института и организационных аспектов его работы. Как сказал Владимир Сергийчук, задание нового учреждения состоит, в частности, и в том, чтобы не только юристы-международники, не только ученые-историки, но и наши народные депутаты смогли признать ужасающие преступления против человечности и человечества, которые были совершены в Украине в течение ХХ века (прежде всего, конечно, Голодомор 1932—1933 годов), именно геноцидом украинского народа. Ведь, по сути, позор для нации, когда, например, венгерский и эстонский парламенты принимают резолюции, в которых террор голодом в Украине квалифицируется именно так, а наша Верховная Рада демонстрирует, откровенно говоря, полную политическую импотенцию и безграничный цинизм...
Известный физик, профессор Василий Шендеровский подчеркнул в своем выступлении, что, кроме документального изучения террористических и репрессивных кампаний тоталитарной власти, перед новосозданным институтом стоит еще одно, не менее важное задание — возвращение духовному достоянию народа сотен имен славных украинцев, особенно ученых, о которых мы и сейчас знаем преступно мало. Ведь изучение истории (в частности, и истории интеллектуальных приобретений народа) подпитывает национальный иммунитет, дает все законные основания, чтобы гордиться своей Отчизной.
А Владимир Сергийчук отметил, что задание новой общественной организации — показать не только, как украинцы страдали, но и, как они боролись. «Нельзя превращать нас в нацию плакальщиков», — добавил он. Конечно, все эти задания будут решены, если на пути не встанут проблемы сугубо организационного плана. В частности, беспокоит то, что конкретное местоположение учреждения — а это, по мнению всех выступающих, должен быть только бывший Октябрьский дворец, где в 30-е годы НКВД истязало и уничтожало людей, — в окончательном варианте указа Президента было заменено на абстрактное: «разместить в центре Киева...»
И все же есть основания надеяться, что деятельность нового института будет служить реабилитации совести в Украине. Сейчас это, по-видимому, самое важное.