Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Референдум против парламентского большинства

14 октября, 1999 - 00:00

Что бы ни говорил Р.Бессмертный о причинах и поводах своей отставки с поста представителя Президента в ВР, а просто А.Ткаченко с Регламентным комитетом помогли ему наконец избавиться от компрометирующей связи с действующим правлением. Естественно, не повторять же Роману Петровичу подвиг В.Мусияки (который ушел с такого же поста в канун принятия Конституции из-за несогласия с политикой Президента. — Ред. ), а уходить было пора.

По всем признакам, в своей должности он не просто не справлялся, но и явно перестал проводить нужную Президенту политику. Например, так и не смог организовать в парламенте принятие столь насущного для Л.Кучмы и его региональных «лидеров» закона о референдуме. Не смог или не захотел, а однако же в отсутствие такого закона все разговоры о конституционном перевороте путем «совещания с народом» выглядят в лучшем случае как блеф, а в худшем — как государственный переворот.

Не смог или не захотел Р.Бессмертный и разъяснить другим, уже не региональным, а многопартийным «лидерам» из блока «Наш выбор — Л.Кучма», что их хлопоты относительно того же самого двухпалатного парламента, и через тот же самый незаконный референдум, но немного под другим соусом, — еще более смешны, чем хотя бы чем-то мотивированные потуги регионалов. Если регионалы чуют запах власти в своих вотчинах и ищут пути эту власть захватить, то многопартийный блок политических аутсайдеров, который еще и пополняется какими-то запредельными наперсточными «партиями», — всего лишь ищет путь пробиться в парламент, для чего готов согнать с насиженного места нынешний его состав. И при этом берет на себя смелость рассуждать о «парламентском большинстве», которое якобы можно установить и формализовать в двухпалатном парламенте с помощью конституционного переворота.

Впрочем, не стоит валить всю вину за ахинею, которую накануне выборов несут пропрезидентские силы, только что похоронившие «Злагоду», на одного лишь Р.Бессмертного. В самом деле, не ему учить опытнейшего партийного строителя Е.Кушнарева, который ныне ставит на карту последние остатки своего политического авторитета, сооружая для Кучмы миф о двухпалатно-референдумном президентском будущем. Как и бывшего представителя Президента в ВР, координатора блока «Наш выбор — Л.Кучма» может оправдать лишь то, что ускоренное создание абсурдистского фона для избирательной кампании нынешнего Президента может быть в будущем расценено как вклад в упрочение нормального конституционного правления в Украине. Это называется работой на контрасте...

Что касается именно такого, нормального конституционного развития, то именно та самая Верховная Рада, которая якобы никак не может создать в себе устойчивое политическое большинство, именно теперь почти окончательно решила этот вопрос. Во-первых, приняла новую и окончательную редакцию закона о Кабмине, который разрывает фатальную зависимость между правительством и Президентом, упраздняет внутриправительственную «инквизицию» (тотальную власть аппарата) в образе министерства Кабмина, и вообще вмонтирует исполнительную власть в парламентско-президентскую модель правления.

Как утверждают авторы, еще один штрих в виде закона о президенте, где будут окончательно формализованы наименее четко описанные в Конституции его функции, — и парламентско-президентская модель воцарится в Украине. Дальше путь открыт к административной реформе, Гражданскому кодексу и т.д. и т.п.

Где же здесь речь о большинстве, спросит проницательный читатель из АП, лишенный в силу отсутствия трансляции и отставки Р.Бессмертного понимания происходящих в парламенте процессов. А большинство здесь же, при принятии в день правительства постановления о признании работы нынешнего Кабмина неудовлетворительной. Эта «школьная» оценка деятельности одного из президентских предвыборных штабов, вместо скандальной и бесполезной отставки (хотя, кажется, именно ее и дожидались некоторые неквалифицированные президентские ставленники утром 12 октября), — всего лишь зафиксировала минимальную численность того самого большинства — 230 депутатов, — которое уже готово составить столь долгожданную в Украине политическую коалицию легальных парламентских сил. И чтобы вы думали? Кроме стабильного оппозиционного меньшинства, к этой пока протокоалиции уже примкнули и оба Руха, и СДПУ(о), и ПЗУ, и... Впрочем, голосование было закрытым, и кому следует — пусть изучают данные голосования.

Почему это большинство уже можно назвать не ситуативным, а коалиционным? Это — самый интересный из всех вопросов, на который в день правительства дали ответ кандидаты в президенты от «каневской четверки». Именно Е.Марчук не просто разгромил социально-экономическую политику правительства Пустовойтенко, но и предложил те самые источники пополнения Пенсионного фонда, да и бюджета, об отсутствии которых стонут Л.Кучма и его чиновники. Да, нестандартные, надо сказать, источники: льготы для избранных по подакцизным товарам и фонд «Социальная защита». Проголосовав за это предложение, парламент не просто согласился со сдачей А.Волкова и прочих «олигархов», пользующихся упомянутыми льготами, но и выразил доверие к принципиальным экономическим подходам Е.Марчука. Далее, А.Мороз сделал краткое сообщение о механизме политического взаимодействия ветвей власти на основе действующей Конституции в случае избрания нового президента: формирование Кабмина по согласованию с фракциями, применение вето на законы только в исключительных случаях и с преодолением его простым большинством, специальные права оппозиции, господдержка политических партий, назначение на высшие контролирующие посты оппозиционных лидеров... Нет сомнения, что этот «конституционный договор», предлагаемый парламенту от имени «каневской четверки», получил полное одобрение со стороны ВР — все в том же голосовании по «вопросу о правительстве». И, наконец, А.Ткаченко со всем искусством настоящего главы парламента пригласил депутатов присоединяться. Присоединились, хотя никаких гарантий от президентских репрессий А.Ткаченко ныне не может предложить депутатам. Только — будущее... Разумеется, были и приличествующие моменту и нынешней предвыборной ситуации «штрихи к портрету» новоявленного большинства: покинувшая пределы ВР фракция ПСПУ, покинувший пределы Рады премьер-министр В.Пустовойтенко, пустые кресла «олигархов» и... голосующие за «конституционный договор», несмотря на отсутствие своего лидера П.Симоненко, коммунисты. Желающие уже сегодня могут рассматривать эту картину не только как почву для будущей коалиции, но и как прямой прогноз относительно будущей непримиримой оппозиции...

Несомненно, когда Л.Кучма еще накануне дня правительства назвал членов «каневской четверки» «нелюдями», — в нем проявилось вполне присущее его пониманию образа европейского главы государства и Гаранта Конституции «взвешенность» и вообще культура. Но поскольку чуть ранее сам Л.Кучма подчеркивал, что вывести его из себя оппонентам не удастся, то такой всплеск эмоций Президента следует списать на что-то более сильное, чем имена «каневских кандидатов». Вероятно, еще до дня правительства Р.Бессмертный успел доложить арбитру о принятом законе о Кабмине, да и о принятом в работу проекте бюджета-2000, который парламентское большинство более не вернет правительству, не пользующемуся его доверием. Словом, Президент должен был знать, что воюет уже не с отдельными кандидатами или даже блоками кандидатов, — он воюет с небумажным воплощением Основного Закона страны, которую до сих пор еще считает своей.

Впрочем, Президент воюет все теми же старыми методами, что и в провальном для него 1996 году: как известно, запугивание парламента референдумом, по признанию самого Кучмы, стало стимулом для принятия Основного закона. Очевидно, и теперь, вытаскивая на свет Божий жупел референдума, Президент или его окружение преследуют ту же цель. Очевидно также, что этой цели они таки добьются, то есть уже добились. За одним маленьким исключением: на этот раз продления полномочий уже не будет.

И еще два слова о большинстве. Это чисто политическое, а не юридическое понятие, не требует особых дополнений в правовой базе Украины. В действительности, в нашем парламенте большинство формируется тогда, когда вновь назначенный Кабмин подает на утверждение свою программу действий, и большинство парламентских политических сил, утверждая эту программу, принимает на себя ответственность за ее выполнение. До сих пор в ВР не было большинства только потому, что при попустительстве Гаранта правительство Пустовойтенко в течение трех лет уклонялось от утверждения парламентом своей программы. Вот и все. И никакими референдумами это уже не исправишь.

КСТАТИ

«На самом же деле происходит, как мы уже говорили, замораживание отношений между ветвями власти, — отмечает Александр ЮРЧУК, ЦЖД. — Ни парламент, ни нынешний Президент сегодня не нуждаются в институте президентского представительства. Отношения между ними зашли уже слишком далеко. Леонид Данилович пообещал в случае своей победы на выборах чуть ли не разогнать ВР. О каком взаимопонимании тут может идти речь?

По словам председателя Комитета ВР по вопросам социальной политики и труда Евгения Марчука, выступившего с трибуны сессии, наиболее прибыльные отрасли народного хозяйства сегодня расхищаются временщиками. Действительно, многие из окружения Л.Кучмы понимают, что их время заканчивается, и стремятся урвать все, что только возможно. По словам Марчука, «преданным президенту» структурам и коммерческим банкам предоставляются неоправданные льготы, ежегодно миллиарды гривен государство утрачивает из-за контрабанды табачных изделий. «Средства в Украине есть, и достаточно большие, однако сегодня криминальными кланами практически присваиваются результаты работы наиболее прибыльных отраслей промышленности — табачной и алкогольной», — отметил кандидат в президенты. Таким образом, октябрьский день правительства в парламенте стал последним днем кабинета Валерия Пустовойтенко. При любых политических раскладах после дня «Ч» (президентские выборы) он уходит в отставку.

Что же касается отношений между ветвями власти вообще, то они, выражаясь дипломатическим языком, уже практически полностью свернуты. Даже представителя Президента в парламенте не осталось.

Ирина ПОГОРЕЛОВА, «Политические хроники» специально для «Дня»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ