Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Реформатор

20 августа франковцы соберутся на Байковом кладбище, чтобы почтить память Сергея Данченко
18 августа, 2008 - 19:19
ФОТО АНАТОЛИЯ МЕДЗИКА

По традиции на могиле легендарного режиссера прозвучит его любимая песня «Сиреневый туман». Семь лет назад, в очень знойный день, после продолжительной и тяжелой болезни перестало биться сердце этого выдающегося театрального мастера. Тогда, как и сейчас, коллектив театра был в отпуске. Друг другу печальное известие франковцы передавали по телефону. В день похорон собралось очень много людей: не только коллеги, но и сотни почитателей творчества Данченко, чтобы попрощаться с мастером сцены...

Театр им. И. Франко Сергей Владимирович возглавлял с 1978 года и фактически возродил этот прославленный коллектив, вывел в лидеры. С первых постановок на киевский сцене режиссер заявил о себе как реформатор украинского театра. Среди работ, которые сегодня критики называют «современной классикой», — франковское «Украденное счастье», «Энеида» Котляревского, чеховский «Дядя Ваня», «Тевье-Тевель» Шолом-Алейхема, шекспировский «Король Лир», «Визит старой дамы» Дюрренматта, «Росмерсгольм» Ибсена, «За двумя зайцами» Старицкого (всего режиссер поставил более 50 спектаклей).

После смерти Сергея Данченко Театр им. И. Франко возглавил Богдан Ступка (этот плодотворный творческий тандем: режиссер — актер просуществовал 34 года!).

— «В дороге» — так называлась пьеса Виктора Розова, которая в 1966 году познакомила меня с Сергеем Владимировичем в работе над спектаклем львовского Театра им. М. Заньковецкой, — вспоминает Богдан Ступка. — По-видимому, что-то символическое было в том названии. Потому что наша «дорога» с Данченко оказалась не только длинной, но и была наполненной разнообразными событиями (художественными и личными), встречами с высокой драматургией (украинской и мировой). Можно сказать, что Сергей Владимирович стал моим руководителем в творчестве, старшим товарищем, другом... Репетировал Данченко почти всегда молча, а после репетиций и спектаклей, мы часто общались (иногда разговаривали до утра). Так было сначала во Львове, а потом продолжилось и в Киеве.

Знаете, я никогда в жизни не просил ролей у Сергея Владимировича. Но когда в Театре им. М. Заньковецкой он надумал поставить «Украденное счастье», то признался, что мечтаю о роли Задорожного. Изложил режиссеру свое видение образа Мыколы: «Они не должны сильно отличаться. Если один сильный и красивый, а другой старый и слабый, тогда уже и нет конфликта, и зрители не будут сопереживать... Они должны быть равными соперниками»... И через несколько дней Данченко подписал приказ, в котором меня и Богдана Козака назначили на роль Задорожного...

Вспоминаю, как в театральном сезоне 1980 года Данченко поставил «Дядю Ваню» (премьера прошла в Москве). Зрители очень высоко оценили этот спектакль. В одной из рецензий известный критик Вадим Гаевский написал: «Киевский спектакль — это настоящий МХАТ»! «Дядя Ваня» Данченко действительно был многогранной постановкой. Хотя Чехова ставить трудно. Когда начались репетиции, Сергей Владимирович, обращаясь к нам, актерам, сказал: «Вы осознайте, что чеховские герои никогда не жили ни в Москве, ни в Петербурге! Они жили на стыке Украины и России... Вот и играйте как будто о себе»... Это для нас стало толчком, как найти «ключик» к своей роли. Кстати, во время репетиций, если Данченко хотел сделать замечание, то никогда не кричал. Он привставал с кресла и делал вид, что идет, например, поправить лампу, а потом как-то случайно оказывался около актера. И так, чтобы никто не слышал, что-то тихо ему говорил. Сергей Владимирович всегда ждал, когда в актере запоет «птичка». Потому что актер должен войти в процесс, загореться тем персонажем, которого играет...

Нужно отметить, что Данченко всегда искал и находил особую сценическую транскрипцию для выдающихся шедевров украинской литературы — «Маклены Грасы» Кулиша, «Энеиды» Котляревского, «Каменного властелина» Леси Украинки, «Санаторной зоны» Николая Хвылевого. Я считаю, что он осуществил гениальное сценическое прочтение «Визита старой дамы» Дюрренматта, «Украденого щастя» Франко, «Тевье-молочника» Шолом-Алейхема... Очень жаль, что последнему его замыслу не суждено было сбыться. Он мечтал поставить «Пэр Гюнта» Ибсена и не успел... Знаете, во всем, что Сергей Владимирович делал в театре, была надежда на чудо. По-видимому, поэтому его постановки не стареют со временем, и они до сих пор волнуют зрителей.

СПРАВКА «Дня»

Сергей Владимирович Данченко родился 17 марта 1937 года в Запорожье. В 1967 году закончил Киевский театральный институт им. Кар19пенко-Карого. С 1979 г. сочетал педагогическую деятельность с работой на должности художественного руководителя Театра им. И. Франко. А до этого у Данченко был интересный львовский период творчества, когда Сергей Владимирович в 1965—1967 годах был сначала режиссером, а в 1970—1978 годах уже и главным режиссером Театра им. М. Заньковецкой; а с 1967 по 1970 гг. в львовском ТЮЗе (главный режиссер).

Сергей Данченко первым на украинской сцене поставил Дюрренматта и Ибсена, познакомил зрителей с новым жанром — фолк-оперой «Энеида» Котляревского. Среди лучших постановок художника — «Ричард III», «Украденное счастье», «Тевье-Тевель», «Дядя Ваня», «Белая ворона», «Визит старой дамы», «Вишневый сад», «Пигмалион» и другие.

Данченко имел много наград, в частности, Шевченковскую и Государственную премию СССР, а в 1997 г. был награжден орденом «Князя Ярослава Мудрого» V степени. Сергей Владимирович умер 20 августа 2001 года, похоронен на Байковом кладбище в Киеве.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ